Узелковая техника считается самой древней техникой батика, появившейся в Индокитае еще до VII века.
Технология проста: ткань так же, как и в любом батике, резервируется от попадания
краски, но без резервирующих составов, а с помощью различных жгутов,
веревок, ниток. Ткань плотно обматывают, а затем опускают в краску (или
наносят краску кистью). После освобождения ткани от веревок места сгибов
остаются непрокрашенными. Сам получаемый рисунок на ткани зависит от
способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее
фрагментов. Узелки вяжутся или вручную, или выполняются с помощью
крючков и иголок.
Этап 1.Подготовка ткани.
Для узелкового батика используют хлопчатобумажные,
шелковые или шерстяные ткани и соответствующие для них краски. Ткань
готовится по общим правилам подготовки ткани к росписи. Перед
скручиванием на ткань иногда наносят цветные полоски, брызги или пятна.
Этап 2. Скручивание. Результат росписи - рисунок на ткани - напрямую зависит от
узлов: можно получить круги, только границу круга, различные полосы.
Можно так скрутить ткань, что после окрашивания и разворачивания можно
получить стилизованный цветок или листик и т.д. Если внутрь узелков
поместить мелкие предметы (термостойкие пуговицы, камешки, горошины,
стеклянные шарики и т.п.), в результате получается различная фактура
ткани.
Этап 3. Окрашивание.
Ткань опускается в емкость с краской. Если ткань будет сухой, то
границы переходов краски будут резче. Если же нужно получить плавные
переходы, ткань перед скручиванием увлажняют - смачивают и хорошо
отжимают.Если ткань не окунать в краску, а наносить ее кистью на
поверхность скрученной ткани, будет гораздо меньший расход краски, но
белых пятен будет больше, краска не проникнет глубоко в узлы ткани. Ткань
погружается в раствор соли, кипятится в нем 10 - 15 минут, после чего
туда же добавляется краситель (1 часть краски на 50 частей соленой
воды). В соответствии с инструкцией к красителю проводится дальнейшее
окрашивание. Обычно после часа кипячения на небольшом огне краски
закрепляются.
Этап 4. Постобработка.
После промывания ткани в проточной воде (сначала с
узлами, потом без них) и высушивания работы операцию при желании можно
повторить с красителем другого цвета, удаляя старые узелки и завязывая
новые (но рекомендации здесь, как и в обычном батике: не использовать
больше трех цветовых перекрытий и идти всегда от светлого к темному
цвету). Либо, если вы хотите получить области различных цветов, тогда
при окрашивании "лишняя" ткань заворачивается на палочку, и области
прокрашиваются в соответствующих красителях отдельно. Распространены
различные названия узелкового батика: лахерия, тритик, планки, бандхани
и др. Лахерия - обычный жгутовый способ окрашивания ткани. Ткань
скручивают в жгут, закрепляют обвязкой и таким образом окрашивают. Очень
часто здесь появляется "волновой эффект", рисунок повторяется через
интервалы, как волны.
В Малайзии технику скручивания называют планги (планки).
В Индии до сих пор широко распространена техника бандхани (бандхей,
бандхана, бандхини и т.п.). Из таких тканей шьют праздничную одежду.
Ткань захватывают ногтем мизинца и одной нитью завязывают тысячи
мельчайших узелков. Рисунок получается из множества различных белых и
цветных точек или мелких кругов.
В Японии - шибори (шибури, тибари, складной батик) - ткань не скручивается, а только складывается определенным образом, и так окрашивается.
В США - тайдай (tie-dye) - такое название узелковой техники распространилось на весь
Запад в конце 50-х гг, при появлении хиппи и массовых движений
протеста.
В Индонезии применяется техника тритик (триник,
шитая техника). Ткань прошивается в нескольких местах и таким образом
формируется особый узор. В этой технике можно создавать более тонкий и
предсказуемый орнамент: нарисуйте эскиз на ткани и пройдитесь по его
контурам швом "вперед иголку", мелкими стежками. Стяните нить. После
окрашивания перпендикулярно шву образуется узор из мелких лучиков.
Узелковый батик часто украшают дополнительно вышивкой, бисером, бусинами, жемчужинами, раковинами и т.д.
Технику узелкового батика используют и как часть всего процесса росписи ткани -
в узелковой технике создаются фоны некоторых изделий, которые потом
дополнительно расписываются в других техниках (холодного батика, или,
чаще, свободной росписи) и таким образом расставляются акценты.