Admin Маришка
Дата регистрации : 2011-02-13 Возраст : 51
| | Батик | |
Батик. Батик-что это? Виды батика. Техника в батике. Приемы в батике. Материалы для росписи ткани.Слово «батик» произошло от индонезийского batik. Ba-хлопчатобумажная ткань, tik- означает «капля», т.е. «батик»-это роспись по ткани. Традиционно для батика используют шелк и хлопок. Ткань натягивают на раму идеально ровно без перетяжек, дабы не исказить рисунок(ткань должна быть натянута достаточно сильно,чтобы, намокнув от краски, она не провисала). 1. Для того чтобы начать расписывать нам нужно определиться с видом батика. Существуют три основных вида росписи ткани: холодный и горячий батик, свободная роспись. Рассмотрим:
- холодный батик — основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Резервирование осуществляется холодным способом.Резервирующий
состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие,рисунок в итоге имеет графический четкий характер. Резерв может быть как бесцветным, так и иметь любую окраску.Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки для нанесения резервуара. Заливка рисунка краской производится кистями, ватными тампонами или трубочками. Количество цветов не ограничено.
- Горячий батик- резервирующее
вещество-разогретый восковый состав, который используется и для нанесения контура,и для покрытия отдельных участков ткани, которые не должны быть прокрашены, или не должны быть прокрашены повторно.Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.
- Свободная роспись производится без применения резервирующих составов.
Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва.
2После того как определились с видом, приступаем к работе и применяем различные приемы и техники.Холодный, горячий батик и свободная роспись ткани имеет очень много самых разнообразных приемов и техник.-Эффект с помощью мочевины. Мочевина выбеливает ткань, создавая удивительные изображения и узоры. Можно использовать концентрированный раствор из мочевины(1 чайная ложка мочевины на 50мл воды), в котором обмакивают кисти наносят на ткань рисунок точками или различными штрихами,линиями-Использование сухих красителей. Сухие красители, нанесенные на влажный шелк, образуют красивые подтеки. Ткань должна быть слегка влажной. Краситель насыпают по крупинке. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интересней узор. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, создавая эффект «салюта».-Использование поваренной соли. Насыпанная на еще непросохшую расписанную поверхность, она впитывает влагу, не впитывая красящий пигмент,тем самым затемняя те участки ткани, на которые она наносится. Она создает удивительные изображения и узоры.-Использование фена. Эффект основывается на том,что краситель, подгоняемый теплой струей воздуха, будет стремиться в стороны и на границе горячего и холодного воздуха образуются круги. Если поднять фен выше,можно создать второй круг и третий. Форма их меняется в зависимости от траектории движения фена. Если подносить фен слишком близко к ткани, она может пересушится-этого допускать не следует.-Кракелюры с помощью нанесения горячего воска. Для этого нам понадобится свеча белая(самая простая), железная банка(в нее мы поместим наши свечи для растапливая воска до жидкого состояния), кастрюля с водой( в нее мы поставим банку со свечей). Засчет нагревания воды в кастрюле , свеча в банке начнет таить. После того как свеча превратится в жидкий горячий воск, мы берем широкую кисть и быстренько покрываем поверхность на которой будут располагаться кракелюры(если воск застывает, его надо снова растопить). После нанесения на поверхность воска, и после того как он застыл, мы снимаем ткань с рамы и начинаем ее сильно мять. Затем распрямляем ткань, снова прикрепляем к раме, и в местах растрескивания воска мы покрываем краской, можно разными красками. Чтобы снять оставшийся воск работу нужно прогладить несколько раз, накрыв ее слоем бумаги или ч/б газетой. Проглаживать нужно столько раз пока на слоях бумаги не будет оставаться жирных пятен. Кракелюры можно делать как на непрокрашеннои поверхности, так уже и на прокрашенной, предварительно дождавшись полного высыхания ткани.-Узелковый батик. Участок ткани завязывается различными видами узлов,самыми произвольными способами, в каждом случае вы получите новый, особенный узор.После этого ткань окрашивается. По идее в тех местах где узел не окрашивается полностью,или окрашивание очень светлое, или не окрашивается вовсе- засчет этого и создается узор. Для получения оригинального рисунка также используются камешки различного размера.Камешки завязываются в ткань и только после этого она окрашивается.-Роспись с помощью трафарета. Используется по сухому. Изготавливается трафарет и прокрашивается.-Роспись с помощью аэрографа. Краску разбрызгивают по ткани с помощью пультивизатора, можно использовать разнообразные красители в аэрозольной упаковке. Благодаря техники распыления возникают изображения с мягким, плавным контуром. Мягкость перехода одного цвета в другой-отличительная черта этого способа оформления тканей. Далее композицию можно украсить также техниками, или декоративными украшениями(камнями, бисером и т.д.).Оформление ткани в технике свободная роспись заключается в том,что способность краски в большей или меньшей степени растекается по ткани,это используется как художественный прием, благодаря этому рисунки имеют живописный характер. Для того чтобы краски свободно растекались ткань нужно загрунтовать, т.к. краски нужно накладывать непосредственно на сырой шелк. Для этого ткань можно просто намочить водой(самый простои вид грунтовки). Еще один распространенный способ грунтовки ткани-солевой(соль закрепляет краску. Делает ее цветовой тон ярче). Для этого надо растворить соль в горячей воде,смочить в этом растворе приготовленную ткань. Затем слегка отожмите и натяните на раму. Дайте ткани немного подсохнуть, а затем приступайте к работе. Также можно загрунтовать ткань слабым раствором желатина:1/3-1/2 чайной ложки желатина разведите в 1л воды, нагревайте до полного растворения, но не кипятите. Горячим составом покроите натянутую на раму ткань с помощью кисти. В техники « по сырому» по влажной ткани краска растекается свободными формами. Эффектным дополнением к расписанной картине может стать отделка сухой окрашенной поверхности мокрой тонкой кисточкой(это могут быть различные виды линии, форм, узоров). Это своего рода прорисовка нехватающих деталей в картине.!следите за тем чтобы ткань оставалось влажнои.Для того чтобы работа была еще более интересной, при этом приеме можно добавлять загуститель в краски. Он предотвращает расплывание краски по непрогрунтованному грунту. Роспись сгущенными красками, т.е. использование красок с загустками из траганта, крахмала или сальвитозы позволяет работать красками по ткани без применения резерва. Такую роспись производят при помощи щетинных кистей и ватных или губчатых тампонов. Прозрачная фактура рисунков, создаваемых красками с загустками, очень подходит для оформления легких тканей, особенно капрона. Соединяя роспись жидкими и сгущенными красками, можно достичь интересных эффектов в оформлении ткани.
- После завершения окрашивания, краски нужно зафиксировать.
Закрепление красок — завершающий и необходимый этап росписи по ткани, т.к. После закрепления изделия из окрашенных тканей не боятся стирки и чистки. В противном случае краски потекут. Очень удобны краски, фиксируемые утюгом. Закрепление красок паровым методом более трудоемко, но выполнимо даже в домашних условиях-в пароварке. Для этого нужно взять отрез хлопчатобумажной ткани( его размеры должны быть на 10 см больше обрабатываемого изделия. Расположите шелк в центре полотна, аккуратно расправив все складочки. Скатайте полотно вместе с расписанной тканью в нетугую трубочку, в спираль, и обвяжите ее шнуром, чтобы она не раскручивалась. Вместо ткани также можно использовать кальку. Далее вырежьте из фольги четыре кружка диаметром, равным внутреннему диаметру пароварки. Два кружка поместите на дно пароварки, уложите сверток и сверху-оставшиеся два кружка. Пригните вниз верхние кружки фольги, это не позволит конденсатору стекать на сверток. Для каждого запаривания вырезайте новые кружки из фольги, т.к. В старых могут образоваться трещины и через них будет стекать вода, и попадать на сверток. Затем заполните кастрюлю кипятком на треть. Пароварку накроите крышку, установите ее на кастрюлю. Время запаривания 1-2 часа. Периодически подливайте в кастрюлю кипяток. По истечению этого времени разверните сверток, прополощите расписанное изделие в холодной воде. Высушите полотенцем и прогладьте в режиме «хлопок».Успехов!http://poison-art.ru/articles/batik-vidyi-batika-tehnika-v-batike-pr/
| |
|