Главная
Техника эффектного и лаконичного «холодного» батика стала популярна в Европе в начале ХХ-го столетия. Эта техника проще, чем выполнение воскового «горячего» батика, поэтому, как только в Европе появились восточные ткани, здесь тут же прижился и «холодный» батик. Это самая простая и безопасная техника батика, поэтому она пользуется наибольшей популярностью. В России эта техника применяется еще с 1936-го года. Она использовалась при изготовлении галстуков, шарфов, скатертей, занавесок, салфеток, абажуров. 70-80-е годы стали пиком славы «холодного» батика во многих странах мира. И в наши дни эта техника не утрачивает своей популярности.
Традиционно «холодный» батик выполняется на натуральных шелковых тканях. Роспись таких тканей выглядит очень лаконично и красиво. При росписи ткани техникой «холодного» батика можно использовать лессировочные и акварельные техники заливки, а также различные солевые эффекты. Но воплощение ваших идей может преподнести неожиданные сюрпризы. Например, в руках неопытного человека, красители могут дать черные или серые цвета на ткани. Поэтому вам необходима не только прекрасная фантазия и чувство художественного вкуса, но также опыт и даже интуиция. Резерв для «холодного» батика должен быть прозрачным, и это одно из его преимуществ по сравнению с восковым резервом для «горячего» батика. Ведь прозрачный резерв не нужно удалять после выполнения росписи ткани. Также необходимо, чтобы резерв для «холодного» батика являлся растворимым в бензине. Резерв может продаваться в специальных тюбиках или флаконах с насадками, которые приспособлены для аккуратного нанесения резерва. Но, как правило, резерв для «холодного» батика наносят при помощи специальной стеклянной трубочки с загнутым носиком.
При выполнении росписи шелковой ткани техникой «холодного» батика, как правило, используют, технику с нанесением контуров, которая впоследствии помогает избежать растекания красок по всей поверхности ткани. Для того чтобы выполнять роспись с нанесением контура, вам понадобится стеклянный сосуд, в который вы перельете прозрачный резерв. Затем данный резерв из сосуда нужно всосать в специальную трубочку, которой вы будете наносить резерв на ткань. Для такого «всасывания» можно воспользоваться резиновой грушей. Затем загнутым концом трубочки водят по ткани, обводя контур рисунка. Как быстро или медленно вести трубочку зависит от: плотности ткани, диаметра трубочки, вязкости резерва. Главное, чтобы резерв хорошо пропитывал ткань насквозь, но и "кляксы" тоже не нужны.
После того, как резервный состав, нанесенный на ткань, высохнет, начинают нанесение жидких красок. Но это и есть самый сложный и трудоемкий процесс. При работе с шелком, краски ведут себя крайне непослушно, растекаясь по ткани. Чтобы, избежать этих и других неприятностей во время выполнения росписи, нужно не допускать некоторых наиболее распространенных ошибок. Например, во время росписи ткани может случиться так, что резерв не будет вытекать из стеклянной трубочки. Это означает, что конец трубочки закупорился, и чтобы решить эту проблему, необходимо промыть трубочку бензином. Бензином можно разбавить и резерв, но главное в этом деле не переусердствовать, иначе он станет слишком жидким.
Иногда во время росписи, если вы чересчур быстро наносите резерв, возникают подтеки ткани. Исправить ситуацию можно, проведя линии еще раз. Только в этот раз нужно это делать медленно и аккуратно, чтобы резерв хорошо впитался в ткань. Также если вы невнимательно наносите линии, впоследствии может случиться так, что они будут пропускать краску. Чтобы этого не произошло, нужно перед началом работы провести тестирование на отблеск и воду. Это очень полезный тест, который поможет избежать растекания красок. Чтобы провести тест на отблеск, нужно расположить подрамник с натянутой на нем шелковой тканью против света. Линии должны выглядеть светлыми, а если вы заметите, что на некоторых участках это не так, значит, резервное средство плохо проникло в ткань или недостаточно просохло. Тест на воду производится при помощи нанесения небольшого количества воды недалеко от контурных линий. На участках, которые пропустят воду, резервное средство проникло в ткань недостаточно глубоко, и этот недочет необходимо исправить. А бывает и такая ситуация, что линии достаточно плотные, а краска все равно растекается, пересекая границы. Это могло произойти, если кисть находилась слишком близко к линии и через нее перешла краска, либо было нанесено слишком много краски на небольшой участок ткани. Чтобы избежать этой проблемы, при росписи не стоит подводить кисть слишком близко к контуру, лучше дать возможность краске растечься самой.
При выполнении росписи ткани в технике «холодного» батика лучше всего воспользоваться мягкой кистью или поролоновым тампоном. Роспись лучше начать с более светлых участков, поскольку там проще исправить ошибки, закрасив недочет более темным цветом. При «холодном» батике, как правило, выполняют акварельную и свободную роспись. При акварельной росписи можно использовать два близких оттенка, или контрастные цвета, или просто смешивать краску с водой. При свободной росписи не используются контуры, поэтому при подготовке ткани к такой росписи ее нужно грунтовать уплотнителем.
После выполнения росписи производится фиксация, а затем ткань промывается в теплой воде и прополаскивается в холодной.