Елена Яшина Свободная роспись отличается
от других видов батика тем, что в ее технологии не используется резерв.
Краски используют в такой росписи любые для ткани: и парозакрепляемые, и
термозакрепляемые акриловые растекаемые, и акриловые для текстиля, а
кто-то умудрялся даже акварелью писать. В
качестве регулятора растекаемости выступает подготовленная специальным
способом к росписи ткань, либо в краситель добавляется антирастекатели
(промышленные или самодельные).
Грунт. На сегодня рынок красок и средств для росписи широк, существуют вот такие промышленные грунты. Он
и на на основе водной акриловой дисперсии, 40мл и все удовольствие. Существуют еще загустители красок,они подмешиваются в краску. Я тестировала Javana, но лично мне не понравилось им работать.
Солевая пропитка.Например, можно пропитать
концентрированным водным раствором соли. Ткань при этом становится
немного жестче, и прокрашивание такой ткани отличается малозаметными
пятнышками соли на рисунке. Полностью сдержать краситель эта солевая
пропитка не может, но заметно работает. После стирки изделия жесткость
заметно уходит.
Желатиновая пропиткаВ качестве пропитки некоторые мастера
используют простой пищевой желатин. По такому грунту можно писать
парозакрепляемыми красителями, потом запаривать. После стирки грунт
должен вымыться. Утверждать не буду, не тестировала. Неудобство: дороговизна и замороченность приготовления смеси. Зато безопаснее для здоровья.
Крахмальная пропитка. Тут все понятно. Недорого, просто, безопасно. После стирки однозначно
вымоется. А по вопросу поведения красок утвержать не буду, не
пробовала.
Клеевая пропиткаВ качестве ингредиента для грунта
может выступать простой клей ПВА, но! При высыхании он выделяет хлор,
поэтому деткам и больным, реагирующим на этот элемент не рекомендовано
его использование. Разбавляется
водой, примерно, 1:1(зависит от концентрации клея), наносится на уже
натянутую ткань, натянута должна быть как можно сильнее, иначе провиснет
качелями. Высушивается и пишется в один прием или с обязательной
просушкой слоев(лессировкой). Дело в том, что клеевая прослойка от
избытка влаги начинает мякнуть и размываются нижние прописанные слои.
Кто работал акварелью поймет меня. Очень красиво ложится техника
по-сырому.
Можно использовать КМЦ
(карбоксимелцеллюлоза), такой прозрачный обойный клей. По составу он
менее вреден, чем ПВА. Часто именно его и желатин рекомендуют
использовать в работе с детьми. Существует утверждение, что после
запаривания он вымывается из ткани,сохраняя живость красок, конечно, это
очень удобно для росписи утилитарных вещей из шелка. Лично я пока еще
этот клей не опробовала. Другие же обойные клеи могут дать желтизну шелку.
Без грунта.Есть и такой вариант. Работая жидкими
красками, важно правильно выбрать ткань. Например, хороши для свободной
росписи плотные ткани: крепдешин, туаль. Работать "по-сырому" одно
удовольствие.
Прием
"сухая кисть" тоже используется в свободной росписи без грунта. Такие работы очень графичны.
При работе
с густыми акриловыми красками в свободной
технике, грунт совсем не нужен.Здесь ваше внимание все направлено на
консистенцию краски, разбавляя ее водой следите, чтоб не переборщить,
иначе она потечет, специальные же акриловые разбавители не меняют
густоту, а скорее краску высветляют по тону, сделают ее прозрачнее. Тоже
хороший эффект, ими хорошо иммитировать акварельные приемы. Но
учитывайте тот факт, что рисунок станет жестким.
Чем меньше наложено грунта - тем
сильнее будет растекается краска. Поэтому подбирайте концентрацию для
себя сами. Тестируйте вначале водой или очень светлой краской,
добавляйте еще грунта, если чувствуете, что краска плывет, или можно
примешивать немного состава в краску в процессе работы для прорисовки
деталей. Сама же технология
росписи сходна с акварелью, только здесь еще учитываются особенности
шелка и красок, при высыхании они могут стать темнее или наоборот,
раствориться дымкой. Вообще,
частенько художники сочетают свободную роспись с другими техниками,
делая тем самым свою работу еще интереснее и выразительнее.
Удачи в творчестве!