Введение в тему (для начинающих) 1. Для того, чтобы работать контурами, совершенно не обязательно уметь
хорошо рисовать. Ведь все могут изобразить примитивные фигурки –
листочки, цветочки, зверюшек для ребенка. Этих навыков вполне
достаточно!
2. Любой сложный узор состоит из набора простых элементов. Нужно просто уметь выделять эти части.
3. Многие рисуют на попавшихся под руку бумажках, когда общаются по
телефону, или просто за долгими разговорами. Вспомните это состояние –
голова занята одним, а рука – другим. Это как раз то, что нам нужно!
4. Начинать рисование лучше на простых и ненужных вещах, для этого
лучше всего подходят бутылки. На них можно смело экспериментировать, не
боясь испортить. Не стоит сразу браться за хорошие и ценные предметы –
выкинуть потом жаль, испортить страшно. Отсюда и напряжение,
скованность. Рука дрожит и ничего не получается.
КОНТУРЫ Я в работе использую незапекаемые контуры для стекла и керамики PEBEO, IDEA и Таир.
PEBEO – очень хорошие носики, тонкие. Минус – быстро засыхают внутри
носика и нужно прочищать. Для этого использую тонкую иглу для швейных
машинок, ее удобно держать в руке и не сгибается. Простыми иглами можно
поранить руки.
Цвета – все металлики. Точки этими контурами получаются аккуратные,
одинакового размера. Контуры густые, не растекаются, быстро сохнут,
имеют очень характерный блеск.
IDEA – носики толстоваты, иногда кончик не очень хорошо сделан,
приходится подравнивать. Кончик имеет 2 стороны – одна ставит точки
плоские и широкие, а другая – маленькие и остренькие. Это можно
использовать в работе. Если попадаются хорошие наконечники, я их
сохраняю и переставляю на новые тюбики взамен плохих.
Цвета разнообразные металлики и серый простой.
Таир – использую только цветные контуры. Носик хороший, но контур
жидковат и точки получаются крупнее. Хорошие цвета – синий, фиолетовый,
фиолетовый перламутровый, белый, желтый. Плохие – красный, желтый и
зеленый перламутровые. Сильно текут, пузырятся, неудачные цвета.
Глиттеры – бывают для создания жемчужин, для витражей и т.д. Хороши в
использовании как вспомогательный материал. Большое количество
разнообразных цветов. Можно использовать для росписи, применяя
металлический носик-насадку.
Подготовка поверхности Лучшим фоном для росписи, как мне кажется, является черный. Однако
неплохо смотрятся темные фиолетовый, синий, бордовый, коричневый,
болотный. Очень легкая и ажурная роспись получается на прозрачном фоне,
но узоры должны быть мелкими.
Стекло – нужно обезжирить, покрыть грунтом или краской нужного цвета и
покрыть 2 слоями лака. Если кому нравится роспись на прозрачном фоне –
просто обезжирить.
Дерево – зашкурить неровности, покрыть черным грунтом и 2 слоями лака.
Металл, пластик – грунтовка подходящая для этих материалов, краска или черный грунт, 2 слоя лака.
Кожа, винил и т.д. – для росписи часто используют записные книжки,
альбомы, обложки и прочее. Я стараюсь покупать для этих целей вещи с
обложками темного цвета, без тиснения и рисунков. Их остается только в 2
слоя покрыть лаком. Если нужно расписать цветные обложки – опять грунт и
лак.
Покрытие лаком предметов имеет два назначения. Во-первых, из под
контуров виден красивый яркий и блестящий фон. Во-вторых, мы используем
контуры для стекла и керамики, и лак создает имитацию стеклянной
поверхности, на которой контуры прекрасно держатся.
РОСПИСЬ Как я уже говорила, любой сложный узор состоит из набора простых
элементов. Ничего нового в этой области мы не придумаем, так что
воспользуется готовыми.
Узоров существует очень большое количество, но я, в основном, использую вот такие:
Соломка, Бороздка, Прямоугольный меандр, Меандр
Спиральный завиток, Шеврон-1, Шеврон-2, Подвески
Зигзаг, Волнообразный-1, Волнообразный-2
Бусы, Катушки, Бусы с катушкой
Чечевичка, Виноградина, Ионики
Овы, Шляпка гвоздя, Цветочная чашечка
Ромб, Шнур, Завиток Витрувия
Вот работы, выполненные с применением этих узоров
Полихромная роспись 1.Роспись с плавными переходами цветов. Для такого вида росписи нужно подобрать контуры, не очень сильно
отличающиеся между собой по оттенкам и выстроить из них цветовой ряд. В
теплой гамме из контуров IDEA и PEBEO у меня получился вот такой ряд:
Idea 137, Pebeo OR, OR ROI, Idea 138, 151, Pebeo VERMEIL, Idea 265,
Pebeo CUIVRE, Idea 200.
В холодной – Idea 017, 003,515, Pebeo ARGENT, Idea 518, Pebeo ETAIN, IMITATION PLOMB
В этих работах я использовала прием плавных переходов цветов.
2.Роспись контрастными цветами в «африканско-австралийском" стиле. Считается, что золото и серебро не сочетается друг с другом и
использование этих цветов одновременно – моветон. Но в полихромной
росписи это можно попробовать в тех случаях, когда мы работаем по
мотивам этнических рисунков. Просмотрев большое количество изображений с
примитивными росписями я сделала вывод, их авторы не в курсе о
несочетаемости этих цветов. И у них все прекрасно получается!
Для первых работ в таком стиле подходят рисунки детей, всевозможные наскальные изображения и рисунки в этническом стиле.
Я начинаю роспись с того, что в ограничиваю свое «жизненное
пространство», сделав кайму. Для этого использую уже известные нам
узоры.
Потом нужно нарисовать фигурки зверей, рыб и т.д. – все, что можете
изобразить. И совершенно не важно, получились они похожими на прототипы
или нет, как умеете – так и рисуйте!
Дальше нужно «раскрасить» фигурки, узоры здесь не важны. Главное, что
рисунок должен быть ярким, используйте все цвета, которые есть, мешайте
их в любом порядке.
Оставшееся пространство между картинками заполняем произвольными линиями, точками, всем, что придет в голову
Получилась яркая и оригинальная вещь. Второй такой же Вы не встретите,
да и сами повторить не сможете. Каждый раз все будет рисоваться иначе!
3. Роспись с использованием готовых рисунков Иногда очень хочется сделать работу с понравившимся рисунком. Но, как
мы уже договорились, сами рисовать мы не умеем. Поэтому открываем курсы
«кройки и шитья».
1. Выбираем картинку нужного размера – это может быть распечатка,
вырезка из журнала, любое другое изображение. Требование к рисунку
только одно – его можно будет разрезать на отдельные составные части,
как мозаику. Я взяла распечатку с графичным изображением рыбы. Аккуратно
по контуру вырезаем картинку.
2. Прикладываем вырезку к декорируемой поверхности и ставим контуром
редкие точки по абрису. Обязательно маркируем «поворотные» места –
изгибы линий. Убираем картинку – у нас вышел намеченный пунктиром контур
рыбы. Обводим контуром по «наметке» рыбку. Вот здесь нужно постараться
проявить все свое умение владеть контуром – чем ровнее точки, тем
аккуратнее потом будет работа.
3. Начинаем раскрой рыбки. Отрезаем от нее кусочки по линиям рисунка. Опять прикладываем, намечаем линию, обрисовываем.
4. Раскраиваем рисунок дальше, постепенно вырисовывается схема всей рыбки.
Каждый раз не забывайте просушить контур (можно феном). Иначе, прикладывая картинку смажете уже нанесенные линии.
Я пробовала переносить рисунок с помощью копирки. У меня не очень
хорошо получилось. Белая копирка оставляет на черном фоне следы,
обязательно что-нибудь сдвинется, не состыкуется. А черная или синяя не
видны на темном фоне. Малейшая неровность поверхности вызывает
непреодолимые трудности (а рисовать не всегда нужно на ровной
поверхности, иногда и бутылку, и вазу расписать хочется). Такой вот
способ переноса картинки хоть и долог, но надежен – можно корректировать
рисунок, подгоняя под поверхность, хорошо видны границы, куда наносить
рисунок, нет разводов, грязи.
5. Начинаем зарисовывать нашу рыбку. Здесь можно использовать любые
способы, стили, цвета – кому что нравится. Нужно только чтобы детали
«выкройки» отличались друг от друга рисунком, не сливались. У меня
получилась вот такая рыбка.
Все, рисунок готов. А так как я рисовала уже не первую рыбешку, у меня
начала вытанцовываться вот такая шкатулочка. Она еще полностью не
готова, нужно сделать фон, но это уже не контурная роспись. А рыбки на
шкатулке получились забавные, все они нарисованы именно таким способом