КраскиВ настоящее время существует большой выбор красок для росписи ткани, которые можно приобрести в художественных салонах. Краски для росписи в технике батик – жидкие. Они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь между собой. Умело подобрав различные оттенки цвета можно получить великолепные переливы, игру красок на шелке. Существуют еще текстильные краски. Эти краски – густые, плотно покрывающие ткань. С их помощью можно делать роспись на плотных, темного цвета тканях. Они применяются также для росписи в трафаретной или набивной технике. Основное различие красок состоит в способе их закрепления на ткани. Одни краски нуждаются в закреплении паром (подробнее о запаривании расскажу чуть ниже), другие достаточно прогладить утюгом. Первые называются анилиновые, вторые – акриловые краски. В каждой группе красок, но особенно в акриловой, существует достаточно много цветов, которые к тому же хорошо смешиваются между собой и дают широкую палитру новых оттенков. Все краски необходимо разводить водой до нужного тона. Воду лучше брать дистиллированную, но можно и отстоявшуюся, отфильтрованную водопроводную.
РезервДля работы в технике «холодный батик» необходим резерв. Он представляет собой раствор резинового клея в очищенном бензине. Раньше мастера вынуждены были готовить его самостоятельно, но сейчас такой необходимости нет, т.к. очень хороший резерв выпускает отечественная промышленность. Этот резерв подходит для работы с любыми типами красок. В последнее время стали выпускаться и цветные резервы – черный, красный, синий. Но основной резерв – это бесцветный. Хранить резерв нужно в плотно закрытой посуде.
Стеклянная трубочкаЧтобы наносить рисунок на ткань резервом, нужна специальная стеклянная трубочка, которую вы также найдете в художественном салоне. Трубочку лучше выбирать с тонким носиком, но если в данный момент вы ее не нашли в продаже – не беда. Диаметр носика можно уменьшить очень простым способом в домашних условиях: надо подержать носик в пламени зажженной свечи. Делать это надо осторожно. Когда стекло достаточно прогреется, оно немного вытянется и диаметр сузится. Новая трубочка иногда царапает шелк. В этом случае ее нужно аккуратно обработать мелкой пилочкой для ногтей, лучше даже полировкой.
РамыЕще для работы вам понадобится рама, лучше всего сразу выбирать раздвижную раму и кнопки, с помощью которых мы будем закреплять ткань на раме. Рамы необходимо иметь как минимум две: одна с максимальным размером 100х100 см для росписи платков и других мелких изделий, а вторая нужна 200х90 см – для росписи шарфов и палантинов. Для росписи таких крупных изделий как шторы или покрывало необходимо иметь раму 300х200 см.
КистиБез чего невозможно обойтись при росписи ткани, так это кисти. Кисти лучше взять мягкие – белка, колонок. Минимум три штуки. Но лучше иметь несколько круглых кистей №6 (по одной для каждого цвета в росписи), одну № 1-2 для росписи мелких деталей и несколько плоских, разной ширины, кистей-флейцев для росписи фона. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. Они мягкие и упругие, хорошо отдают краску. Еще хорошо запастись кистью-губкой для заливки водой или краской больших поверхностей, но можно взять и обычную хозяйственную губку для мытья посуды, правда, придется надеть перчатки при работе с краской. Кисти никогда не оставляйте в воде даже на пару минут: мягкий волос загибается, кисть теряет форму и ею в дальнейшем нельзя работать. По окончании работы кисти хорошенько промойте в проточной воде с мылом, вытрите волос тряпочкой и придайте ему коническую правильную форму, чтобы волоски не топорщились в разные стороны. Сушить кисти нужно в горизонтальном положении, а хранить можно и в вертикальном положении.
ПалитраНепосредственно перед каждой конкретной работой краски необходимо развести водой или смешать между собой для получения нужных оттенков. Для этого понадобится палитра. В качестве палитры очень удобно использовать пластиковую упаковку из под шоколадных конфет. Набираем краску обычной пипеткой. Когда необходимо большое количество краски, можно использовать стаканчики из под йогурта, или, что гораздо удобнее, пластиковую упаковку от других молочных продуктов. После окончания росписи у вас может остаться некоторое количество разведенных или смешанных красок. Выливать их не надо. Они вам пригодятся для следующих работ. Их можно хранить в стеклянных или пластиковых флаконах и баночках. Очень удобны для этой цели аптечные пузырьки. Главное, чтобы крышка была плотно закрыта.
ТканьЛучшим материалом для росписи является, безусловно, натуральный шелк, который необходимо выбирать с учетом той работы, которую вы собираетесь сделать, об этом мы говорили выше. Будьте внимательны при покупке шелка. На натуральном шелке можно использовать и анилиновые и акриловые краски. Это правило относится и к хлопковым тканям – например можно расписать батист. В соответствии с используемыми красками применяйте и необходимый процесс фиксации красок – паром или утюгом. Сейчас в продаже много синтетических тканей, в частности шифонов и атласов. На таких тканях следует использовать только акриловые краски, и прежде чем приступить к росписи большой работы, лучше всего сделать маленький образец, т.к. на некоторых синтетических материалах закрепить краску не удается никаким способом, она просто смывается во время первой же стирки.
Перед росписью новая ткань нуждается в небольшой специальной подготовке. Натуральный шелк дает усадку ~5%, поэтому при раскрое необходимо по длине прибавить 5 см на каждый погонный метр ткани. Во-вторых, новый материал на ткацкой фабрике пропитывается специальным аппретирующим составом, который мешает растеканию краски при росписи. Чтобы его удалить, ткань необходимо замочить в теплой воде примерно на 1 час, затем хорошенько прополоскать в прохладной воде и высушить.
Закрепление ткани на рамеПосле этого ткань закрепляют на раме. Выбирайте размер рамы по размеру вашего будущего изделия с учетом припусков на обработку края. Сначала фиксируют кнопками углы полотнища на углах рамы, потом натягивают и закрепляют ткань посередине сторон рамы. А далее последовательно закрепляют противоположные стороны ткани. При необходимости углы перетягивают, выравнивают и закрепляют по новой. Шелк должен быть натянут без перекосов, провисов, но не так туго, как на барабане, а что бы шелк «парил», это надо почувствовать.
При росписи шелка, когда вы его смочили водой, ткань на раме достаточно сильно провисает. Чтобы избежать соприкосновения ткани с поверхностью стола под рейки рамы надо обязательно что-то подложить. Я использую «катушки» скотча, они высокие и не занимают много места на столе. Кроме того, рама на них лежит устойчиво, нет опасности, что она во время работы соскользнет, и к тому же они очень легкие, передвинуть или убрать их не составит труда даже ребенку.