Освоил технику имитации старения лакокрасочных поверхностей - у нас ее называют "кракле" - создание "кракелюров", т.е. трещин (от французского craquelure — трещина) на покрытиях вроде краски или лака. Такие трещины или "кракелюры" образуются в нормальных природных условиях со временем при повреждении поверхностного слоя такого покрытия от ультрафиолета, перепадов температур и влажности или же при ошибках в технологии нанесения ЛКМ. Верхний слой частично отделяется от основы и начинает усыхать, образуя видимые трещины.
Далее рассмотрим:
- три основных техники создания этого эффекта;
- на чем основана современная техника создания "кракелюров";
- где и что покупал;
- 10 "секретов" технологии.
Есть более традиционные техники и составы для создания кракелюров, но в данной статье они не рассматриваются.
«На слуху» есть две основных техники создания эффекта кракелюров:
- одношаговый кракелюр;
- двухшаговый кракелюр.
Названия, в общем-то, неправильные. Потому что шагов как минимум на один больше. А если принять одношаговую технику как таковую, третий вид будет «нулешаговым» кракелюром.
Эти техники обусловлены применяемыми лаками, составами и красками (и названия выше с них перевраны):
- однокомпонентными прозрачными (обычно называют лаком);
- двухкомпонентными прозрачными (обычно называют лаком);
- однокомпонентными красками или составами разных цветов.
Техника одношагового кракелюра, когда применяется один прозрачный состав, предполагает как минимум 2 шага:
- на подготовленную поверхность наносится краска основа или используется естественный цвет поверхности, например, натуральная текстура дерева, покрытая грунтом или лаком, которая будет просматриваться сквозь трещины;
- наносим кракелюрный состав и ждем пока высохнет;
- сверху наносим краску, которая будет трескаться, т.е. покрываться "кракелюрами" по мере высыхания.
Двухкомпонентная технология с применением прозрачных состава №1 и состава №2 -
двухшаговый кракелюр (предполагает как минимум 3 шага):
- на готовую/подготовленную поверхность (возможно с рисунком) наносим состав №1 и ждем пока высохнет;
- наносим лак №2, который покрывается "кракелюрами";
- втираем в трещины цветные красители или пигменты на водной, масляной, восковой основе...
- после подсыхания заполнения трещин можно смыть состав №2 для получения эффекта воздушных кракелюров.
Еще одна простая
техника с применением специальных однокомпонентных красок требует просто нанести состав на подготовленную поверхность. В зависимости от состава может потребоваться нанести толстый слой (около 2 мм для фасетного состава) или просто разбрызгать из аэрозоля для красок в баллончике. Вот для этой техники вполне можно применять название одношаговый кракелюр.
После обработки, сверху можно покрыть лаком, чтобы защитить потрескавшуюся поверхность от отшелушивания.
На чем основана современная техника создания "кракелюров"
Современный эффект "трещин" основан на разнице во времени высыхания состава и покрытия, которое трескается. Некоторые составы для "кракелюров" окончательно высыхают за несколько дней. Такой недосушенный состав обычно интенсивно вытягивает воду из ЛКМ на водной основе и обеспечивает достаточно "скользкую" поверхность, по которой ссыхается, трескаясь, краска или лак.
Большинство составов предназначены для акриловых красок. Однокомпонентный фасет, который наносится толстым слоем, обеспечивает себе такой эффект элементарным свойством более быстрого высыхания верхних слоев по сравнению с нижними (ну и состав непластичный). Кракелюрные однокомпонентные краски, как вариант, могут быть сильно усыхающими по объему, поэтому даже тонкий слой трескается.
Где и что покупал.
Чтобы разобраться с "кракелюрами" у меня был вечер и пару дней. Еще во время поиска информации я обратил внимание на разнообразие форм и толщин трещин. Интуитивно понятно, что на это влияет состав средства. Кроме того в инструкциях к некоторым средствам пишут что наносить средство надо в одном направлении широкой кисточкой, а краску наносить перпендикулярно за один раз, тоже широкой кисточкой. Т.е. для правильного эффекта еще важна техника нанесения. Ээээ... еще заметил что "кракелюрами" увлекается, в основном, женский пол (хотя, может просто не попалась статья или сообщение, написанное мужскими мозгами, вернее статья попалась, но только одна).
Чтобы по максимуму обеспечить естественность трещин решил исключить ручное нанесение красок и купить акриловые краски в аэрозоле - быстро и удобно думал я (надо было купить серебро, черный и лак). В трещины я ничего втирать не собирался, поэтому нацелился на однокомпонентный состав. Составов - куча, и остановить свой выбор на одном при минимуме информации было трудно, но выбрал
лак кракелюрный "Krakelee-Medium" банка стекло 50 мл за 128 руб.
Выбор за малым: где все это вместе купить? В ближайшем ко мне магазине товаров для художников на ул. Донской, 32 (artservice.ru м. Шаболовская) нужных позиций не оказалось. Самый большой выбор (по сайту и по телефону) из доступных магазинов оказался у
Передвижника (peredvizhnik.ru) на ул.Фадеева, 6, м. Маяковская, м. Новослободская. Туда я и направился. Ассортимент действительно большой, но многие позиции, которые есть на сайте в одном (странно) экземпляре, вживую отсутствуют уже давно. По телефону есть почти все, а если кончится, то говорят, подберут замену. Как оказалось, последнюю черную аэрозоль забрали неделю назад, и в сети их магазинов ее нет. И кракелюрного лака, который я выбрал - тоже нет.
Пришлось выбирать из тех, что есть.
На вид
есть пару разновидностей однокомпонентных составов (большинство на водной основе):
- белые, молочные (при высыхании абсолютно прозрачные) похожие на синтетику и дорогие;
- желтоватые недорогие (похожие на что-то натуральное).
Так как многие девушки пишут, что у них плохо получаются "кракелюры", решил попробовать и такой и такой. Желтый недорогой нашел сразу (
Cracking Varnish). Белый нашел маленький и очень дорогой. Хорошо, что облазил весь отдел и в материалах для декупажа нашел более оптимальный вариант:
IDEA decoupage для кракелюра. Тот факт что это именно для декупажа меня сначала смущал.
Недостающий черный аэрозоль купил в
Артишоке (kraski-kisti.ru) ул.Пятницкая, 5 на Новокузнецкой. По звонку сказали, что остался один баллон - приезжайте быстрее, а то заберут. На деле оказалось, что их намного больше.
Итак:
1. Лак кракелюрный для художественных и декоративных работ Cracking Varnish 100 мл.
Делает ООО "ПК Таир".
Описание: Лак на водной основе, предназначен для эффекта старения с помощью акриловых красок на таких поверхностях как холст, картон, стекло, дерево итп.
Перед употреблением перемешать.
Нанести на поверхность акриловую краску выбранного цвета и дать просохнуть не менее часа. Лак нанести плоской кистью в одном направлении. Через 30-40 минут нанести поверх высохшего лака второй слой краски. Практически сразу поверхность краски покрывается трещинами, сквозь которые виден первый слой. Чем толще слой кракелюрного лака, тем крупнее и реже будут трещины. Для ускорения процесса слой второй краски можно высушить с помощью фена.
Состав: декстрин, гуммиарабик, консервант.
Гарантийный срок - 24 месяца.
Купил за 117 руб.
2. IDEA water-based craquele varnish for decoupage - декоративный кракелюрный лак для декупажа 125 мл.
Делает MAIMERI S.p.A.
Описание: На водной основе. Наносить плоской кистью непосредственно на краску основы. Абсолютно прозрачен. Нанести на основу равномерным слоем. По истечению 30 минут, поверх кракелюрного лака нанести контрастную с нижележащим слоем акриловую краску. В процессе высыхания в верхнем слое краски образуются трещины, открывающие нижний слой краски.
Состава нет - хитрюги итальянцы.
Гарантия: скорее всего 2 года. Пишут до какого числа использовать.
Купил за 224 руб.
3. Краски IDEA spray в аэрозоле: серебро, бесцветный, черный 200 мл. На каждом баллоне написано, что это матовая акриловая краска для декорации. Черная и серебро действительно матовые, бесцветная – на порядок вонючее и… глянцевая.
Частями интересен перевод "Each aerosol covers approx. 1 sqm." - "Расход: 200 мл х 2м
2". Сомневаюсь что это опечатка. Серебра хватило примерно на 0,5 м
2. Огнеопасно. Думаю, что они на основе растворителя.
Цена разная: от 246 до 284 руб.
10 "секретов" кракелюр техники "кракле".
На эксперименты осталось мало времени. Первый опыт с двумя разными кракелюрными лаками и акриловыми аэрозольными красками оказался неудачным. "То ли лаки дерь*о, то ли с краской что-то не так" подумал я. Была у меня мысль, что эти водные кракелюрные лаки должны сочетаться с водными красками. Так что упор в акриловые краски сбил меня с толку. Проверил свою догадку с черной колеровочной краской на водной основе DUFA, которую я периодически пользую. Эксперимент прошел на ура. Так что эти аэрозольные краски, можно сказать, не трескаются и пригодны разве что для основы и защитного лака.
Впечатления от желтоватого кракелюрного лака:- "маслянистый" - при нанесении собирается участками-"каплями", обнажая основу;
- за ним надо следить и растирать пока он подсыхает и это напрягает;
- расход маленький: одну каплю растягивать можно долго;
- подсыхает в сравнительно глянцевую поверхность (нижняя часть на фото 1 напротив);
- при одинаковых условиях трещины размытые и бесформенные (фото 2... возможно с другими красками или другими условиями результат будет лучше).
Впечатления от бело-молочного кракелюрного лака:- "цепкий" - укрывает поверхность с первого раза;
- что-то в нем есть активное - маленько разъедает основу;
- расход больше и высыхает быстрее;
- подсыхает в матовую поверхность (верхняя часть на фото 1 выше);
- при правильном подходе трещины четкие и довольно симпатичные (фото 3 и остальные).
Секрет №1Ждать 30-40 минут пока кракелюрный лак высохнет необязательно. Быстро высушить можно бытовым феном. Белый сушить до исчезновения "мокрых" глянцевых участков. Желтоватый + до некоторой шелковистости, он не должен прилипать к пальцам.
Секрет №2При прочих равных, площадь трещин примерно одинакова. Чем мельче трещины, тем их больше. Чем толще трещины, тем их меньше.
Регулировать толщину и количество трещин можно толщиной верхнего слоя краски.
Регулировать толщину вододисперсионной краски можно ее вязкостью. Разбавляя водой, получим более тонкий слой.
Регулировать можно и толщиной слоя кракелюрного лака. Есть подозрение, что продолжительность сушки тоже влияет. Желательно чтобы слой был однородным.
Секрет №3Толщину и количество трещин можно регулировать количеством/временем повторной обработки одного и того же участка поверхности:
- толстый слой краски и один-два прохода - мало и широкие кракелюры;
- толстый слой и от 5 проходов - мало и мелкие кракелюры;
- итд.
Секрет №4На форму и толщину трещин влияет качество подготовки поверхности и ее гладкость/шершавость. На гладких глянцевых поверхностях кракелюры разлезаются намного охотнее, чем на шершавых и матовых поверхностях.
Секрет №5Рисунком (направлением) трещин можно управлять:
- естественные и однородные "кракелюры" получаются при нанесении краски куском поролона, валиком или краскопультом;
- большинство трещин в одном направлении (вертикальном или горизонтальном) получают проходом широкой (удобнее и быстрее просто) кисточки* в нужном вам направлении;
- квадратная сетка-решетка - проходом кисточкой горизонтально и вертикально;
- заданный рисунок из трещин можно нарисовать соответствующими движениями кисточкой.
*кисточка должна быть с выраженной волосистостью (щетина например)... но можно пробовать и плоской синтетической как и советуют для более редких кракелюров
И совет: учитывайте время между нанесением краски и действиями с направлением трещин в нужном направлении кисточкой. Чем быстрее - тем лучше.
Секрет №6На маленькие поверхности удобно наносить пальцем. Расход лака намного меньше. Если тщательно не разглаживать состав, то можно добиться эффекта неоднородности сетки трещин (как на фотографиях в конце статьи справа). Если наносить лак пальцем на плоские поверхности от 2 дм2, то равномерно перераспределить можно сухим поролоновым валиком.
Секрет №7Помогать в образовании трещин можно тем же феном, только без фанатизма. А то можно перегреть краску и она "свернется".
Экспериментировать с феном обязательно. Особенно если используете неспециальные материалы (секрет №9).
Секрет №8По сути двухкомпонентные кракелюрные лаки это набор из однокомпонентного кракелюрного лака №1 и обычного лака под номером 2 (который заменяет краску в данном случае). Т.е. по идее можно брать лак №1 из набора в качестве однокомпонентного кракелюрного лака. Если бы я это знал, взял бы наверно Creall Crackle №1 для своих целей.
Секрет №9При желании эффекта "кракелюров" можно достичь и без специальных лаков и составов. В качестве кракелюрного может сойти обычный вододисперсионный лак или клей ПВА (пробовать разный). Как вариант нанести средним или достаточно толстым слоем и подсушить на отлип. Дальше как описано выше. Сравнительно нормальный эффект достигается экспериментами с конкретными материалами. Например, можно подсушивать феном только что нанесенные толстым слоем ЛКМ.
Секрет №10Получив приличный результат, сделайте минимум пару контрольных образцов, чтобы поймать "физику" процесса и достичь повторяемости результата.
В итоге у меня получились такие обложки из фанеры для альбома (формат примерно А4):
Оказывается есть вид хобби под названием скрапбукинг, которое заключается в изготовлении и оформлении фотоальбомов.
Вообще
техника это конкретный метод выполнения одного этапа
технологии, поэтому создание кракелюров это по правильному технология. В этой статье старался придерживаться более распространенного названия этой технологии :).
Вот такие пирожки.