Листья
деревьев и кустарников, цветы, соцветия, пух, почки и травянистые
растения – неисчерпаемый материал для оригинальных работ в технике
флористики. Из собранных и засушенных растений можно сделать
неповторимые открытки, книжные закладки, картины, будь то натюрморт,
пейзаж, изображения животных или цветочные композиции. Миниатюркой из
засушенных растений можно украсить письмо или карточку, приложенную к
подарку или букету цветов.
Работу по составлению композиции можно поделить на три части: сбор растений, их засушивание и создание картины.
Флорист без заготовленных материалов – что художник
без красок. Каждому цветку и растению – свое время, поэтому важно
собрать их вовремя. Заготавливать растения можно, начиная с ранней
весны, заканчивая поздней осенью. Одни растения интересны в бутонах,
другие в полном цвету, а третьи имеют нарядную осеннюю окраску. И все же
больше всего цветов заготавливается летом и осенью. Многие растения
собирают не на лугу, а в лесу: это цветы калины, боярышника, черемухи,
лютики, ландыши, фиалки. Зимой – это могут быть комнатные растения.
Отправляясь за растениями, возьми с собой побольше
газет, сложенных вдвое, и папку. Собирать растения надо в сухую погоду,
иначе в местах, где осталась влага, при подсушивании образуются
нежелательные пятна. Все цветы для сушки должны быть свежими. Уже
постоявшие в вазе для этой цели непригодны. К примеру, опавшие лепестки
розы сушить нежелательно.
Следующий этап работы – самый ответственный –
обработка и засушивание растений. В большинстве случаев лепестки цветов
отделяют от цветоножек (ромашка), укладывают на лист мягкой бумаги и
накрывают сверху таким же листом. Листы бумаги с цветами обкладывают
снизу и сверху четырьмя слоями газеты, после чего зажимают с двух сторон
фанерными крышками, в которых проделано множество отверстий для
воздуха. На этот многослойный “бутерброд” сверху ставится груз весом не
менее 8 кг. Впитывающие влагу газеты меняются каждый день в течение пяти
дней. Высушенные лепестки хранятся в картонных коробочках.
Сушить листья несколько проще. Необязательно
обкладывать их бумагой: достаточно четырех слоев газет снизу и сверху,
которые к тому же можно не менять. Однако ставить под пресс, зажав между
фанерными крышками, листья нужно обязательно. У всех листьев перед
сушкой обрезают черенки.
Помимо этого способа сушить растения еще можно
утюгом, но таким образом сушат только очень толстые сочные листья
(рогоза, ирис, камыш, ландыш). Гладят листья через газету до полного
высыхания. Цветы утюгом не сушат, разве что – васильки.
Создание художественной аппликации из цветов и
листьев – искусство импровизационное. Эскиз тебе не потребуется,
поскольку решения приходят в процессе подбора создания композиции.
Однако последовательность действий придется соблюдать. Иногда образ
рисунка “проявляется” при рассматривании альбомов с цветными
фотографиями, картин, открыток с цветами.
В цветочном натюрморте важно создать нужный фон.
Для этой цели подойдут листья малины или серебристого тополя, уложенные
изнаночной стороной наружу, крапивы, мать-и-мачехи, американского клена,
корнуса (кустарника, листья которого осенью становятся багровыми) и др.
Из
плотной бумаги вырежи подложку, на которой выкладывается фон картины.
Листья приклеивай черенками вниз. Здесь подойдет клей ПВА.
Последовательность наложения листьев – слева направо и сверху вниз.
Каждый следующий лист должен перекрывать половину предыдущего. Края
листьев, выступающие за границы подложки, подрезают ножницами.
Второй вариант основы для картины – ватман, плотная
цветная бумага, упаковочный картон, ткань (шелк, хлопок, лен, бархат),
наклеенная на плотную подложку.
Когда основа будет готова, наступает черед создания
изображения из цветов и трав. Тебе придется запастись некоторыми
материалами и инструментами: ножницы, пинцет, тряпочка для рук, кисточка
для клея, клей (ПВА или другой быстросохнущий). Клей не должен быть
очень жидким, чтобы он не оставлял капель на растениях и не растекался.
Все действия с засушенными растениями производи при помощи пинцета, а не
руками.
Сначала композицию можно просто выложить на плоскую
поверхность, не приклеивая. Если тебе что-то не нравится, то можно
поменять цветы местами, поправить форму лепестков и листьев ножницами, –
словом, поступать так, как подсказывают тебе интуиция и вкус.
Далее букет переносится на подложку с фоном. Каждая
деталь приклеивается к фону клеем. Работа с высушенным цветком требует
осторожности: держи цветок пинцетом, наноси капли клея в центр с
обратной стороны цветка. Главное, не повредить цветок и не испачкать
клеем готовую часть композиции. Перенося рисунок на основу, не забудь о
том, что тебе понадобится место по краям листа для рамки.
Иногда фантазия художника позволяет из самого
необычного материала создавать сказочные, невиданные по красоте
изображения. Попробуй добавить в композицию необычные сухие плоды,
семена, чаинки, тополиный пух, соломку, мох, кусочки бересты. Можно
немного оттенить, подчеркнуть или порисовать элементы картины
разбавленной тушью или акварелью. Только не злоупотребляй рисованием –
все-таки это должна быть картинка из засушенных растений.
И последний момент – отделка изделия. Прежде чем
работу “запрятать” под стекло или прозрачную пленку, дай ей денек-другой
отлежаться. Периодически подходя к ней, ты свежим взглядом сможешь
оценить ее заново, чтобы доработать отдельные штрихи, внести недостающие
детали.
Теперь, когда все-все готово, можно поместить
картину в рамку под стекло. Если у тебя нет деревянной рамки со стеклом,
ты можешь сам сделать
достойное обрамление для своей картины.
Катерина Дмитриева по материалам книги
В.Воронова. Энциклопедия прикладного творчества. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000
http://www.acapod.ru