В современном искусстве росписи тканей распространены несколько основных разновидностей батика
. Это:
на паровой бане воска, как резервирующей основы. Это один из самый
давних разновидностей батика. Именно им издавна пользовались индонезийцы
и жители других стран востока для создания орнаментируемых тканей.
процесс создания батика достаточно длителен. Рисунок, который должен
быть самого светлого цвета резервируют воском. Его наносят на
медной леечки с загнутым тонким носиком. Потом ткань окунают в емкость с
уже темнее. В зависимости от разноцветности и сложности орнамента его
могут резервировать и окунать в краски разных цветов до двадцати раз.
удаления воска, ткань последовательно опускают в емкости с кипятком.
полотне.
батика, достаточно упрощенное. Ткани используют достаточно тонкие и
использованием. Большие емкости с краской используют достаточно редко,
только для создания больших композиций. Чаще ткань красят с помощью
цветом.
бумагу. Для этого бумагу раскладывают в несколько слоев, сверху и снизу
изделия, после чего проглажывают ткань утюгом. Во время этого процесса
быстро заменять новой и так пока весь воск не выпарится.
2. Холодный батик
Холодный
батик – в своей основе имеет резервирование синтетическим соединением
из парафина, резинового клея, канифоли и бензина - резервантом, который
наносится специальной стеклянной трубочкой (рейсфедером). Трубочка
должна иметь загнутый носик и резервуар для запаса резерванта в средней
части.
В
отличие от горячего батика, где воском покрывается вся плоскость
орнамента, в холодном батике, резервом прописываются лишь контуры
желаемого рисунка, благодаря чему элементы композиции могут наноситься в
любой последовательности. Толщина линий зависит от величины отверстия
трубочки и чем он меньший, тем аккуратнее и филиграннее будет
рисунок.Большое значение для качества наведения контура имеет наклон
кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут
под более тупым углом, то при работе трубочку придется держать почти
перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующей смеси,
усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резерванта
по ткани.Еще одним обязательным условием является замкнутость контуров
резерва, чтобы краска не попадала на соседние плоскости узора и
несмешивалась в нежелательных местах. Для равномерного нанесения краски
на ткань, используют ватные тампоны, губки, или кисти разной толщины.
Для
создания холодного батика со скрытыми контурами, ведение работы
происходит с помощью послойного построения рисунка. Сначала контурами
обводят лишь те места, где предусматривается оставить цвет фона, потом
последовательно вводятся другие цвета. После каждого следующего слоя,
ткань просушивают и резервируют следующие элементы рисунка. Так как при
выполнении горячего батика, краски наносят от самого светлого к самому
темному. Но в случае с холодным, на незарезервированные плоскости
композиции в любой момент можно добавить более темные элементы
3. Свободная роспись
Свободная
роспись – является наиболее интересным и своеобразным видом батика. Она
выполняется без прокладки контуров резервирующими смесями, что
позволяет создавать композиции подобные своей плавностью линий и
живописностью к акварельному изображению. Такую роспись выполняют двумя
способами: 1) по ткани загрунтованной раствором кухонной соли; 2) по
чистой необработанной ткани.При использовании соляной основы текучесть
красок ограничивается и можно работать свободными мазками. В случае
выполнения рисунка на необработанной поверхности, краска растекается
плавно переходя одна в одну. Выполняя роспись, можно использовать
тампоны и кисти разнообразной величины и формы, от широких флейцев для
покрытия больших поверхностей, к самым тонким колонковым для создания
графическим элементам композиции. Свободная роспись хорошо совмещается с
холодным батиком.Для этого ткань должна быть чистой необработанной
соляным грунтом. При этом отдельные участки работы выполняются свободной
росписью с графической проработкой элементов тонкой кистью или пером,
другие ограничивают резервом и выполняются как обычный холодный батик.
В этой работе видно как обьеденяются между собой элементы свободной росписи и холодного батика.
Практически
весь рисунок выполнен с помощью свободной росписи и лишь листья и
елементы кошачьх мордочек выполнены в технике холодного батика. Помимо
этого сдесь писутствует графическая проработка шерсти и веточек тонкими
кистями.
Декоративные эфекты в батике
Для создания декоративных эффектов в современном батику используют разнообразные дополнительные материалы.
Присыпка сухими красителями – На влажной ткани, в нужных для композиции местах, осторожно рассыпают
небольшое количество сухого красителя. Как только части порошка попадут
на поверхность изделия, на нем появится узор из цветных
точек-феерверкив. В зависимости от уровня влажности ткани, узор может
варьироваться, от размытых пятен к графическим цветным точкам.Если в
середину припорошенного участка капнуть воды, то эффект феерверка
усилится.
Соль – Кроме использования в
качестве грунта, соль выступает и средством создания декоративных
эффектов. Кристаллы соли притягивают влагу, а с ней и краску. Благодаря
этому ткань вокруг становится светлее, а на месте соли формируются
темные крапинки.
Эффект от использования соли можно увидеть на этой работе, фон которой выполнен именно с использованием кристалов соли.
Мочевина –
химическое вещество, которое применяется для создания размытых светлых
пятен путем разъедания цвета, похожих на множество ярких звездочек. Их
величину очень трудно предусмотреть, так как она зависит от уровня
влажности ткани, от насыщенности цветов и от структуры волокон полотна.
Поэтому для получения желаемого результата, нужно предыдущее
экспериментирование на лоскутке ткани.
Приблизительно такой эфект может получится
Кракле (кракелюр) – создание цветных трещин. Когда-то, в индонезийском батику,
такой декоративный эффект считался браком, но в современном искусстве
росписи тканей он получил самостоятельное значение. В настоящий момент
при покрытии поверхности ткани воском, художник преднамеренно ее ломает,
создавая случайные, но более-менее предсказуемые трещины. Для получения
кракелюра в трещины предварительно втирают мильный раствор, и только
после этого наносят цвет. Полученный узор напоминает трещины на сухой
земле или глине,и придаёт работе ощущение нерукотворности.
Очень хорошо виден эфект кракелюра в фоне этой работы
Резерв для батика
Резервирующее средство для батика не обязательно искать в магазинах. Проще и качественнее сделасть самому.
Нам
потребуются: резиновый клей марки «А», бензин «Галоша» и самые простые
бесцветные хозяйственные свечи. Резиновый клей марки «А» представляет
собой смесь на основе натурального каучука, растворённого в бензине, и
продаётся расфасованным в тюбики по 50 грамм или в металлических банках,
объемом 1 литр (его прямое назначение – заклеивать резиновую обувь).
Никакой другой клей для приготовления резервирующего состава не
подходит! Бензин «Галоша» - лучшая основа для резерва, так как он
наиболее химически чистый и имеет слабый запах. Хозяйственный свечи
используются в качестве парафинового сырья, но можно использовать и
чистый аптечный парафин.
Основной рецепт резерва:
200 грамм резинового клея
200-250 грамм бензина
20 грамм парафина.
Потребуется
металлическая посуда объёмом около 0,8-1 литра для приготовления
резерва, широкая металлическая миска или кастрюля для водяной бани и
ложка или металлический (стеклянный) шпатель для помешивания
приготавливаемой смеси.
Резиновый клей выдавливают из тюбиков в
посуду, туда же добавляют отмеренное количество бензина, всё тщательно
перемешивают. Затем к смеси добавляют натёртый или наструганный парафин и
перемешивают. Посуда со смесью помещается в большую миску с горячей
водой, желательно, чтобы уровень воды в миске доходил до уровня
бензиново-клеевой смеси в меньшей посуде, что помогает смеси быстрее
прогреваться. Вся эта водяная баня помещается или электрическую плиту и
нагревается. Вода ни в коем случае не должна попасть в меньшую посуду.
Смесь нагревается на водяной бане на слабом огне при постоянном
помешивании до тех пор, пока не растворится полностью парафин. Критерием
готовности резерва является появление большого числа мелких пузырьков,
смесь словно закипает. Тогда её переливают в стеклянную банку с плотной
крышкой и оставляют до полного остывания.
Понятно, что все
компоненты, входящие в состав резерва огнеопасны. Даже без контакта с
открытым огнём пары бензина, скопившиеся над посудой с приготовляемой
смесью, могут воспламениться. Поэтому весь процесс приготовления резерва
должен проходить в проветриваемом помещении. Нельзя ни на минуту
оставлять без присмотра посуду со смесью на водяной бане, пока она
нагревается на плите. Будьте предельно внимательны!
Однако,
непосредственно сам процесс нагревания на плите непродолжителен – всего
несколько минут. Его можно дополнительно сократить, если в широкую миску
для водяной бани сразу налить очень горячую воду.
Готовый резерв
имеет слегка желтоватый или белёсый стенок и консистенцию жидкого мёда.
Для тех, кто только начинает осваивать работу со стеклянной трубочкой,
удобнее, чтобы резерв был более густой, а диаметр отверстия трубочки
составлял примерно 3 мм. Для трубочек с отверстием около 1-2 мм, резерв
должен иметь более жидкую консистенцию. Выбор толщины трубочки, а значит
и ширины контурной линии при росписи, - это вопрос индивидуальных
пристрастий, размера выполняемой росписи, толщины расписываемой ткани.
Однако во всех случаях действует принцип: для более тонкой трубочки
требуется более жидкий резерв. Для того чтобы развести резерв в него по
каплям добавляется бензин и тщательно размешивается. Если резерв сильно
загустел за время хранения, то необходимо банку с резервом поместить в
посуду с горячей водой и по капле добавлять бензин до получения нужной
консистенции. Использовать резерв можно будет только после его полного
остывания. Если же резерв слишком жидкий, то достаточно оставить его на
10-12 часов в открытой посуде – часть бензина испарится, резерв
загустеет. В случае, если такой простой способ оказался не эффективным,
то придётся приготовить новую порцию теперь уже густого резерва, в
которую заложить меньшее количество бензина, а затем смешать густой и
жидкий резерв.
Приготовленный резерв оставляет на расписанной ткани
прозрачные контурные линии. В тех случаях, когда необходимы контурные
линии конкретного цвета, резерв окрашивают, добавляя в него обезжиренную
художественную масляную краску
http://www.zlatoshveika.com/t1607-topic