- Заочное обучение резьбе Татьянка
Лезвие инструмента при длительном хранении нужно протирать машинным
или любым другим маслом, чтобы образовалась легкая пленочка, которая
изолировала бы металл от окисления, ржавчины. Однако даже при простом
хранении лезвие инструмента все равно потеряет остроту от микрокоррозии,
поэтому после хранения его нужно обязательно править.
Обычно для правки инструмента применяется
ремень в виде полоски кожи (длиной около 400-450 мм, шириной 35-45 мм и толщиной 3-5 мм), на ворсистую сторону которой нанесена
паста ГОИ (паста в форме камня зеленого цвета). Вместо ремня можно использовать
материал наподобие такого, из которого шьют шинели, или фетр (фото 1).
Правка инструмента на брусках с кожейТакже можно сделать
колодку из дерева с желобками и гребнями различных профилей для соответствующих стамесок,
обклеить их тонкой мягкой кожей (замшей), располагая ее ворсистой
стороной наружу (фото 2). И, опять-таки воспользовавшись пастой ГОИ,
править инструмент, быстро проводя им с нажимом по коже вдоль колодки.
Практический совет. После окончания резьбы можно провести
пальцами по лезвию, смазав его жиром рук, оно таким образом немного
будет защищено от коррозии.
Чтобы паста ГОИ не отлетала от кожи, ее следует слегка
(требуется буквально несколько капель) смазать машинным маслом,
керосином или бензином. Важно помнить, что паста ГОИ легкоплавкая, но,
высохнув, остыв, становится хрупкой.
Простой ремень с нанесенной на него пастой можно закрепить на куске дерева,
брусочке, загнув концы на торце дерева, прибив их гвоздиками или
приклеив (фото 3, 4). Желательно подбирать деревянный брусочек под
ремень, который должен выступать на 5-7 мм с двух сторон дерева.
Править на бруске с замшей и с фасонным профилем очень просто. Нужно
найти на бруске профиль, соответствующий размеру стамески, положить на
него стамеску фаской и, сильно прижимая, проводить инструментом от
начала к концу. И в начале, и в конце бруска положение стамески, а
соответственно и угол правки не должны меняться.
Работать приходится в основном частью лезвия, поэтому необходимо следить
за тем, чтобы оно правилось равномерно по всей ширине фаски: тогда
изнашивание всего края лезвия будет равномерным (фото 4). В процессе
правки нужно сделать несколько движений, прижимая стамеску фаской, а
затем — с другой стороны. Потом попробовать резать лезвием. Если оно
недостаточно хорошо режет, следует повторить правку до получения нужного
результата, то есть острого лезвия.
Правка резцов на кожаном ремнеЕсли
ремень без желобков, надо делать такие же движения стамеской, как и в выше
описанном случае. Но, поскольку желобков нет, площадь соприкосновения
лезвия с кожей гораздо меньше (около 2-3 мм). Ремень, проминаясь,
охватывает часть стамески, поэтому правят сначала один край, затем
середину, а потом другой край лезвия (рис. 1).
Делайте по 5-15 движений инструментом на себя каждый раз. Наберитесь терпения — это достаточно долгое занятие (фото 5, 6).
Если ремень мягкий, площадь его соприкосновения с инструментом при
сильном давлении бывает существенно больше, до трети дуги лезвия, и
правка тогда идет быстрее.
Для правки с внутренней стороны в этом случае надо предусмотреть выступы
краев ремня над доской или бруском. Стамеску кладут внутренней стороной
на край ремня и, лезвием надавливая на край ремня, получают нужный
прогиб под инструмент. Затем делают несколько движений стамеской с
разных сторон ремня — слева и справа (фото 7).
Обычно заточка и правка стамесок производится с одной стороны — снаружи,
а вот внутреннюю часть правят только для снятия возможных заусенцев,
так как эта плоскость стамески должна быть прямой и не изнашиваться от
правки или заточки.
При правке тоже можно ранить руку, придерживающую ремень, поэтому следует быть внимательным.
Правка инструмента на войлочном кругеГораздо эффективнее править инструмент на кожаных или
войлочных кругах,
насаженных на вал электромотора. Возьмите войлочный круг сравнительно
небольшого размера, около 60-80 мм в диаметре (фото 8). Круга большого
размера не нужен, поскольку тогда из-за сильной вибрации, неизбежной при
работе на войлочных кругах, потребуется более массивный электромотор, и
возможен перегрев инструмента.
Войлок следует использовать плотный — чем плотнее, тем лучше. На
поверхности войлочного круга нужно образовать профильные канавки по
размерам стамесок. На рыхлом войлоке профиль сделать трудно, тогда как
на твердом он образуется от нажима инструментом. Чтобы быстрее
получился, можно по границам канавок предварительно прорезать войлок на
глубину 3-5 мм.
На круг также необходимо наносить абразивную, шлифовальную или
полировочную пасту. Пропитывать материал жидкой пастой не рекомендуется —
при вращении круга жидкость разбрызгивается.
При шлифовке и полировке нужно нажимать лезвием на войлок достаточно
осторожно. Если передержать инструмент, то от трения о войлок он может и
перегреться.
Войлочный круг должен верхней своей частью вращаться от вас. За этим
нужно следить очень внимательно и никогда не путать направление
вращения. В противном случае, при вращении на вас, стамеска
захватывается войлоком, вонзается в него, может вырваться из рук и
травмировать вас. (На фото 9 — 10 показано правильное положение рук.)
Мелкие сколы или загнутые участки лезвия стамески или ножа легко
исправить и самостоятельно, без сложной переточки на наждачном круге
электроточила: нужно просто сточить сломанную часть, поводив ею с легким
нажимом по какому-нибудь твердому абразиву, бруску, камню или по очень
мелкой наждачной бумаге.
Наждачная бумага предпочтительнее, чем брусок, особенно если
он старый и имеет выработку: где-то изношен больше, где-то меньше, то
есть имеет непрямую, неплоскую поверхность. Инструмент, обрабатываемый
таким бруском, тоже будет приобретать эту форму, а не ту, какая нужна.
Наждачная бумага принимает форму поверхности, на которой она лежит. Если
это ровная поверхность, то как бы сильно наждачная бумага ни
изнашивалась, она всегда будет ровной.
Инструмент предпочтительнее хранить в коробке из дерева мягких пород.
Не рекомендуется применять поролон или другие мягкие ткани — они
гигроскопичны. При хранении и транспортировке следует избегать
соприкосновений и соударений стамесок с посторонними предметами, поэтому
инструмент лучше закреплять.
Автор статьи — Сасыков Шамиль. Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву".
Ср Янв 25, 2012 10:55 pm автор Анзор