Вид творчества/техника/стиль: Валяние
Материалы: см ниже
Время работы: 2-3 дня (вся работа целиком)
Сложность: 3
Уважаемые мастера, предлагаю вашему вниманию мой мастер-класс по
изготовлению платья из маргиланских шелков. Я постараюсь сделать его
максимально информативным. Это мой первый мастер-класс, поэтому прошу
строго не судить . Состоять он будет из нескольких частей, поэтому
наберитесь терпения и дочитайте до конца..
Итак, нам понадобятся:маргиланские шелка в ассортименте (можно взять и другие), окрашенные в различные цвета и оттенки,
Отрез разреженного маргиланского шелка шир 90 см основного оттенка,
длиной 2м для основы платья;
Отрез длиной 50см для рукавов;
Очень немного шерсти основного оттенка;
Мыльный раствор и ВШМ
Бумага для чертежа-ориентира шириной 95-100см и длиной равной двум длинам изделия;
Ножницы, карандаш, линейка.
Приступаем.Необходимо разметить на бумаге ориентир будущего платья, который мы
потом постелем под пупырчатую пленку. Платье крестьянского кроя, поэтому
нам понадобится только вычертить вырез горловины, линии плечевых швов,
середины изделия и боковые линии. Кроме этого, по краю чертежа сделать
метки, где будет присоединяться рукав желаемой ширины. Я взяла ширину
рукава 90см - по ширине разреженного шелка. Поэтому от линии плеча
отложила в обе стороны по 45см и поставила метки.
(
надписи на чертеже:Линия плеча;Половина ширины рукава)
готовый чертеж стелем под пленку
Нарезаем куски шелков произвольно, желательно по косой, не придерживаясь ровной линии.
Можно отрезать шелка нужного оттенка в процессе укладки их на стол.
Начинаем выкладывать шелка на плёнку.
Делаем это произвольно, как подсказывает вдохновение: полосами,
волнами, спиралями – как угодно. Драпируем куски шелков в негустые
складки, расстилаем в один слой, просто кидаем художественно на стол.
Проявляем фантазию. Все складки и легкие спирали впоследствии
приваляются к основе и дадут переход от цвета к цвету, от фактуры к
фактуре, чего мы и добиваемся.
В области груди, спины, а так же в желаемых местах на полотне,
оставляем неприкрытые шелком участки для будущих прозрачных окошек.
По линии выреза горловины необходимо проложить шелк в один слой для закрепления среза.
По линиям бокового шва и присоединения рукавов шелк выкладываем тоже
произвольно, но в один слой и выступая за линию чертежа. Эти излишки
впоследствии будут служить маскировкой для шва.
Когда выкладка закончена, а складки и волны шелка лежат так, как нам
нравится, приступаем к выкладыванию шерсти поверх этого великолепия.
Я взяла белую шерсть для наглядности. Шерсть выкладываем очень
тонкими прядками и только в местах сгущения складок шелка. Там, где
проходит граница между двумя видами ткани и вдоль складок.
Стараемся шерсть выкладывать так, чтобы она лежала только на шелке и не заполняла участки без него.В местах, где шелк лежит в один слой, т.е. примыкающих к боковым швам и вырезу горловины, шерстью заполняем бОльшую часть шелка.
Повторяю, очень тонким слоем. Принцип выкладки такой:
Представьте себе, что вы мажете клеем те участки, которые необходимо
приклеить к основе платья. Когда закончили выкладывать все полотно,
необходимо накрыть его основой, соблюдая боковой и нижний края чертежа.
Затем готовый бутерброд накрываем сеткой,
Смачиваем мыльным раствором и разглаживаем под сеткой.
Вот, что у нас получилось.
На фото видно шелк, вышедший при укладке за линию бокового шва и на
область рукавов. Полотно основы "приклеилось" мыльным раствором к
уложенным шелкам с помощью разглаживания.
Теперь можно осторожно свернуть подготовленное полотно в неплотный рулон для удобства в дальнейшей работе.
Часть вторая
Теперь работаем ВШМ. Полотно «бутерброда» должно быть полусухим,
поскольку мокрое полотно очень тонкое и прилипает к машинке. Трудность
на этом этапе в том, что полотно очень легко сдвигается под воздействием
ВШМ. Поэтому следует придерживать его, особенно в начале обработки ВШМ.
С самого начала мы просто ставим ВШМ на десять секунд, затем
переставляем на следующий участок. Боковые швы и места стыковки с
рукавами обрабатывать машиной пока не следует. Обрабатываем полотно ВШМ
почти до полного сваливания слоёв. Степень готовности можно проверить,
приподняв верхний слой, при этом нижние шелка должны приподняться вместе
с ним.
Однако, это не значит, что приваливание закончено. Пока полотно
влажное и не скользит как сухой шелк, вырезаем горловину и делаем
небольшой разрез по центру.
Теперь необходимо высушить полотно, для этого можно промокнуть его полотенцем.
На столе высыхает очень быстро.
Приступаем к обработке рукавов. Для этого делаем контрастной ниткой
метки месторасположения рукава в соответствии с выкройкой на полотне
основы.
Теперь, когда элементы кроя (горловина и рукава) намечены, чертеж нам
больше не нужен, и мы можем спокойно сместить полотно для обработки
рукава.
Мы уже имеем выпуски из-под основы в области рукава. (см Часть 1)
Теперь, аналогично работе над основным полотном, выполняем отделку рукава.
Как вы помните, боковые швы и места стыковки с рукавами у нас
остались незаваляными. Кроме того, полотно сухое. Нам нужно завести шерсть под основу на месте стыка с рукавом (между метками ниткой)
сплошной полосой. (
на фото это место обозначено стрелочкой) На остальном полотнище рукава шерсть разбрасываем произвольно.
Когда выкладка шелков и шерсти закончена, накрываем участок полотнищем-основой рукава (длиной 25см и шир 90см).
Чтобы аккуратно состыковать срез рукава с боковой линией большого полотнища,
необходимо мокрыми пальцами выровнять края шёлка. (При высыхании он имеет свойство сжиматься вдоль кромки). Затем уложить
кромку на шерсть и, придерживая пальцами, аккуратно полить водой и
разгладить. Это зафиксирует кромку на шерсти.
Теперь можно расстелить срез рукава вдоль зафиксированной кромки встык и тоже «приклеить водой» к кромке. (
на фото увлажнённое место видно тёмной полосой)
Когда шов таким образом обработан, можно увлажнить весь рукав.
(
на фото аккуратно обработанный стык рукава, метка ширины нитью, шерсть между слоями шелка).
Включаем ВШМ и,
начиная от стыка, прорабатываем весь рукав.
Аналогично обрабатываем рукав с другой стороны.
Теперь можно перевернуть полотно и посмотреть, наконец, на результат труда.
Внимательно рассматриваем фрагменты и выявляем слабые места. Для
этого пытаемся отделить приваляный шелк от основы. Фрагменты шелка
должны быть приваляны к основе частично, но попадаются участки, где
шёлк не привалян совсем на большой площади (или в месте скопления
складок) из-за отсутствия шерсти под ним. Мы ведь не можем при обратной
раскладке предугадать все возможные недочёты. Чтобы исправить положение,
нужно подложить немного шерсти под проблемный участок
и закрыть так, чтобы её не было видно.Можно даже добавить шелковый фрагмент, если нас что-то не устраивает.
Теперь надо все увлажнить, прижать сеткой, и немного покатать машинкой по исправленным участкам.
Всё. Полотно снова переворачиваем наизнанку и можем переходить в следующем этапу.
Часть третьяТеперь начинаем окончательный процесс сваливания. Либо машинкой,
либо в колбасе. Полотно перевернуто лицом вниз. Готовность полотна
проверяем наощупь. Если при потирании между пальцами участков, где вы
проложили шерсть, вы ощущаете скольжение шерсти между слоями шелка,
значит полотно не готово. Шерсть и шелк должны стать как бы единым
целым.
Готовность можно определить и визуально. Волокна разреженного шелка как бы перемешаны с шерстью.
В процессе валяния следим, чтобы слои шелка на боковых кромках не
привалялись друг к другу. Для этого периодический отделяем их друг от
друга. Или не затрагиваем шлифмашинкой.
Когда полотно доведено до готовности, начинаем оформлять низ изделия.
Как видно на фото, мокрый шелк основы скрутился на срезе в валик.
Необходимо сделать нижний срез как можно более незаметным.
Мы расстилаем на столе изделие так, чтобы было удобно работать с
нижней частью. Лицом вниз. Расправляем на столе нижние фрагменты шелка и
немного брызгаем на них мыльным раствором, чтобы «приклеить» к плёнке.
Шелк основы приподнимаем и расправляем валик. Лучше, если шелк будет
увлажнён.
После этих манипуляций под расправленный шелк основы кладём шерсть
очень тонким слоем таким образом, чтобы она оказалась ровно под линией
среза.
Накрываем выложенную шерсть расправленной основой. Увлажняем под
сеткой, аккуратно снимаем её, придерживая полотно. Начинаем приваливать,
как бы разглаживая срез. Машинка или руки работают только в одном
направлении.
Вот, что мы получили в итоге.
А вот, как делать не следует
Теперь полотно практически готово к «сшиванию». Остались нюансы. На
фото видно, что при выкладывании шелков в самом начале я оставила
незаложенные участки. Они закрылись только тканью основы, оставшись,
таким образом, прозрачными.
Попробуем их «подкреативить» изменив структуру шелка. Делаем это, предварительно увлажнив участок, либо углом машинки,
либо руками, интенсивно потерев круговыми движениями.
И вот имеем результат
Совершенно ответственно заявляю, что вы не порвете шелк, как бы
сильно не тёрли, зато получите креативную паутинку к шикарной фактуре.
Переходим к боковому шву. Расстилаем полотно лицом кверху, соединив при этом один из боковых швов.
Чтобы было удобно совмещать две кромки основы, их нужно как бы
приклеить к плёнке мыльным раствором. Теперь можно легко сдвигать и
расправлять шов.
Как видно на фото, фрагменты отделки отведены пока в стороны. Не забываем совместить метки рукавов.
Когда линия шва сформирована её необходимо выложить тонким слоем шерсти.
И накрыть отведенными в стороны фрагментами шелка со спинки и переда.
Увлажняем линию шва.
Притираем под плёнкой
Вот, что получилось. Виден просвет рукава вверху.
Слегка приваливаем линию бока по лицевой стороне до тех пор, пока не
будет возможности перевернуть наизнанку, чтобы завершить процесс
заваливания бока. Вообще все работы машинкой в основном выполняются по
изаночной стороне.
Аналогично обрабатываем второй бок.
Рукав выполняем аналогично линии бока, вставив внутрь полосу пупырчатой плёнки
Когда процесс плоского валяния на столе закончен, шерсть не «гуляет»
под пальцами нигде, можно проводить контрастные водные процедуры.
Воздействовать можно не церемонясь: мять, выжимать, бить о ванну.
И вот, что мы имеем в результате наших трудов:
[
[/URL