Предлагаю вашему вниманию
небольшой мастер-класс по работе с пряжей мелко-секционного крашения.
Сейчас большинство мастериц предпочитает шерстяную или смесовую пряжу с
длинной секцией. Такая нить дает в изделии широкие (до 15 см) полосы и в
целом ведет себя предсказуемо. Задача мастера – удачно разместить
цветные полосы на фигуре.
С мелкой секцией все обстоит намного хуже. Большинство рукодельниц
жалуются, что рисунок получается непредсказуемым, невозможно повторить
журнальную модель, часто в самом неподходящем месте формируются
неряшливые пятна, полосы, ромбы и т.д. Полочки часто несимметричны по
рисунку со спинкой и друг с другом, резко заметен боковой шов. Рисунок
ломается при смене количества петель (это особенно хорошо видно на
розовой заготовке). Случайно разбросанные цветные полосы портят силуэт.
Вот собранная навскидку в интернете коллекция работ из такой пряжи
(приношу извинения авторам за использование их работ без разрешения).
Причем это – достаточно удачные работы, пригодные для ношения.
Но
производители сейчас предлагают огромный выбор качественного тонкого
хлопка с красивыми яркими принтами. Такие нитки представлены практически
в каждой марке и прекрасно подходят для вязания летних моделей.
Хочу рассказать о некоторых секретах, которые помогут Вам создавать
прекрасные летние наряды из принтованного хлопка. Принцип подходит как
для спиц, так и для крючка.
Этот жакет - достаточно простая модель из серии "на каждый день на
работу". Но если приглядется, он очень выгодно отличается от приведенных
выше примеров.
Обратите внимание: полочки симметричны, линии рисунка подчеркивают
модельные линии жакета. Боковой шов незаметен. Рисунок на спинке
«вытягивает» фигуру. И никаких невнятных пятен, необоснованных смен
ритма рисунка и т.д.
В процессе изготовления жакета я сделала несколько фото, на основе которых пишу этот мастер-класс.
Использовалась немецкая пряжа “Paola” от Circulo Yarn (хлопок
190м/50гр). Нить прокрашена участками молочного, коричневого и голубого
цветов с плавными переходами между ними. Ширина каждого участка по
всей длине мотка примерно одинакова. Это принципиальный момент, на
котором построена вся техника вязания!
Вяжем образцы – в моем случае это плотная вязка из столбиков с
накидом (это наиболее наглядный вариант). Ключевой момент – точка
поворота ряда. Именно она определяет возникающий рисунок.
Если справа и слева мы поворачиваем на середине любого цвета, то
получаем достаточно четкие вертикальные цветные полосы. Причем в
зависимости от выбранного цвета поворота, полосы могут быть разными.
Поворот на светлом участке – полосы однотонные. Поворот на темном –
темные полосы чередуются с шахматными светлыми.
Строго ровными полосы не будут, т.к. переходы между цветами мягкие. Это придает рисунку мягкость и динамику.
Поворот
на точке стыка цветных участков даст регулярный шахматный рисунок.
Связав несколько образцов, можно эмпирически найти удачные смещения
раппортов, дающие смещенную шахматку, ложащуюся в диагональные полосы
или ромбы.
Аналогичные закономерности действуют и при вязании на
спицах, только длина каждой цветовой секции обычно оказывается больше
(т.к. на 1 петлю уходит меньше ниток).
А
вот какие рисунки получились из монохромной секционки Yarn Art Begonia:
четкие прямые полосы или ромбовидная шахматка. Развернутый по
вертикали, такой рисунок может напоминать рисунок традиционного
узбекского шелка.
Угадать «характер» пряжи в мотке очень сложно, придется сделать несколько проб и тогда уже определяться с рисунком и моделью.
После того, как Вы нашли понравившийся вариант, начинается самое
сложное. Теперь требуется подогнать выкройку изделия под раппорт
рисунка. При работе с секционной пряжей часто модель следует за
рисунком, поэтому исходно не выбирайте изделия слишком сложного кроя или
с заранее заданными цветовыми эффектами – все равно придется вносить
изменения.
Самые простые участки – прямоугольные части спины и полочек.
Возможная проблема: расчетная ширина деталей может оказаться не кратной
числу раппортов. Решение: немного расширить/сузить деталь. Если
одновременное расширение и переда, и спинки дает слишком большую общую
прибавку размера, можно пойти на смещение бокового шва к спинке с
соответствующей коррекцией проймы. Спинку делаем немного уже базовой
выкройки, перед – шире.
Достаточно трудно правильно набрать первый ряд, т.к. необходимо
обеспечить поворот нити на нужном участке. Я рекомендую набирать
исходную цепочку на 15-20 петель больше, чем надо. Это даст возможность
маневра, а лишний хвостик потом можно обрезать или спрятать в шве.
Возможные проблемы.
1.При смене клубка следите, чтобы нити соединялись одноименными участками! Иногда приходится отрезать почти целый раппорт.
2.Возможен брак нити – участки с укороченным или удлиненным прокрасом
одного цвета. Одного такого куска достаточно, чтобы сбить рисунок.
Вот
здесь хорошо видно, что сначала из белого куска вывязывались 4 ст.н, а
затем стало получаться только 3 ст.н. Рисунок немедленно «поехал»
Если Вы обнаружили бракованный элемент, распустите участок с браком и
отмотайте нить до восстановления ритма. Если кусок оказался очень
большой – его придется отрезать. Если длина нити 10-15 см, то
образовавшуюся петлю проще незаметно ввязать в полотно, укладывая в
основание столбиков (как при технике крючкового жаккарда).
В моем случае оказалось, что ритм прокраса на одном из клубков
отличается от остальных (видимо, клубок из другой партии). Пришлось
распустить значительный участок и оставить этот клубок на рукава.
3.Небольшие (на 1-3 петли) сбои можно компенсировать изменением
плотности вязания: вывязывать петли свободнее или туже (соответственно,
расход ниток на данном участке окажется больше или меньше). В пестром
полотнище это совершенно незаметно.
Сложности начинаются при изменении количества петель: вывязывании
горловин, пройм, вытачек. Начинающим рекомендую выбирать модели простого
кроя, без вытачек, с прямоугольными проймами и вырезом горловины. Тогда
уменьшение проймы делаем строго на 1 раппорт узора (на большом размере
– на 2 раппорта) – это позволит сохранить его регулярность. Аналогично
поступаем с горловиной.
Если вырез окажется слишком широким, его потом можно скорректировать
дополнительной обвязкой, кружевом и прочими видами отделки. Рукава
также вяжем прямоугольными, их ширина должна быть кратна раппорту
рисунка.
---------------------------------------------------------------------
Более
сложный вариант – изделия с вертикальными вытачками. На образце жакет
имеет талиевые вытачки, формируемые уменьшением - прибавкой по линии
бока и в середине деталей. Число петель становится переменным, более
того, перемены затрагивают центр полотна. Естественно, раппорт
сбивается.
В моем случае, я не стала с этим бороться, а сделала элементом
дизайна. Вертикальные полосы на бедрах и стане сменяются пестрым узором в
районе талии, имитируя широкий пояс. Выше «пояса» рисунок вновь
выходит на регулярный раппорт. Для поддержания замысла для рукавов также
выбран пестрый узор. Также при пестром узоре проще вывязывать головку
рукава (рукава перевязывала, т.к. не устроила посадка).
Обратите внимание, что рисунки на обоих полочках и спине практически
совпадают (только пестрый «пояс» спереди немного шире). А т.к. по краям
делаем поворот на середине раппорта, то боковой шов совершенно
незаметен. Сравните с журнальной моделью
----------------------------------------------------------
Далее изделие имеет глубокие вертикальные нагрудные вытачки и
/-вырез горловины. Если уменьшение петель в каждом ряде составляет
примерно четверть раппорта (в моем случае – 4 петли), то рисунок не
нарушается, но начинает смещаться – полосы становятся наклонными. Также
стараемся максимально использовать данный эффект.
Красными крестиками обозначены убавки, формирующие нагрудную вытачку
Могут потребоваться дополнительные корректировки на краях:
1.добавка-убавка 1-2 петель (неровность края потом скроет шов)
2.Вытягивание части нити до восстановления раппорта (как в ранее описанном случае с браком).
3.Иногда
можно допустить смещение на пол-раппорта – тогда на некоторых участках
вместо чередования белый-голубой получаем два белых или два голубых ряда
подряд (это практически незаметно в рисунке).
Обеспечить полную симметрию с двух сторон фигурного полотнища крайне
трудно. Поэтому все усилия прикладываем для сохранения регулярного
рисунка на наиболее заметных участках. В нашем случае необходимо
безупречное декольте, а на линии проймы можно допустить небольшие
отклонения. Именно этот край используем для коррекции.
Убавку по линии проймы тоже делаем исходя из требований рисунка по линии декольте.
В результате полосы на полочках из вертикальных плавно становятся
наклонными, что чудесно подчеркивает линию выреза и груди. Согласитесь,
что сложно вывязать такой рисунок, просто чередуя несколько цветов
пряжи. Потребовалось бы продольное вязание со сложной системой прибавок и
убавок. В случае же использования секционки эти полосы обусловлены
собственным принтом пряжи и модельными линиями жакета и возникли почти
автоматически. Потребовалось только понимание «характера» рисунки и
разумное следование ему.
Надеюсь, что мой опыт в чем-то Вам поможет!