Admin Маришка
Дата регистрации : 2011-02-13 Возраст : 51
| | УРОК № 3. КУРС КВИЛТОВОГО РИСОВАНИЯ НА ТКАНИ. | |
Во время этого нашего курса мы ПРОДОЛЖАЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ СХМС, просто делаем это в игровой форме, чтобы не утихал ваш интерес к стёжке. Я уже неоднократно говорила, что большинство техник я осваиваю вместе с вами. Иногда мои образцы будут менее удачны, иногда более. А как иначе, не всё же получается с первого раза ! То , что я вам показываю, те идеи, о которых я рассказываю ,не обязательно принадлежат лично мне . МЫ УЧИМСЯ. А учиться надо на лучших мировых образцах. Иногда мы будем КОПИРОВАТЬ эти образцы, иногда вы копируете мои работы. Моё мнение, что в УЧЕБЕ это и необходимо, и оправдано. Но лучше в таком случае считать это учебным образцом , оставлять для себя , любимой и не отправлять их на какие-то конкурсы- выставки и ярмарки-продажи. Если же вы, используя полученные навыки , создаете свой собственный дизайн, свою неповторимую вещь- тогда ей дорога на любые коммерческие и некоммерческие выставки ! Второе, что бы мне хотелось сказать в предисловии. Я во многом в ходе подготовки этих занятий осуществляю свои давние мечты. Я ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ, ищу что-то своё, интересное для меня и окружающих. Некоторые из показанных на КУРСЕ РШМ техник в дальнейшем войдут в мой арсенал, другие я даже не вспомню, а третьи- вспомню, но только ,как страшный сон. Вы из предложенных вам способов рисования на каждом уроке можете выбирать для себя один-два. Завтра я покажу результаты второго урока. Кто-то сделала упор на кельтских узорах ( и намного превзошел меня в исполнении!!!), а кто-то на вологодском кружеве. Мы разные и это очень здорово, очень интересно ! А сегодня мы с вами будем разговаривать о полихромном геометрическом рисунке в приложении к СХМС. Давайте обозначим тему нашего урока условно, как РШМ- ГЕОМЕТРИЯ. Сначала несколько слов о полихромии. Полихромный рисунок- это рисунок с использованием нитей ( в нашем случае)разного цвета. Для того, чтобы рисунок хорошо читался, он всё равно должен быть выполнен нитью, контрастной фону. А вот окружающую покрывную стежку для выравнивания квилта ( в рисунках почти всегда приходится это делать) вы выполняете в цвет фона . Какие выбрать нитки, вы решаете сами. Думаю, неплохо бы иметь перед глазами цветовой круг. У меня была мысль выстрочить для этого занятия цветовой круг и вам дать такое же задание, но потом, в силу сложности и кропотливости образцов, которые я изготавливала для третьего урока, я просто не успела это сделать. Есть прекрасные образцы цветового круга в интернете. Лично я пользуюсь Цветовым кругом Лаверн Эдвардс, о котором рассказано в прекрасной книге Дейл Флеминг «Мотива круга в квилте». ( фото 1,2) Есть две основные разновидности контраста : - контраст по цвету: комплиментарная, сплит- комплиментарная гамония;гармоничные триада и тетрада(например, желтый фон- фиолетовая стежка), - контраст по насыщенности цвета ( например, на светло-зеленой ткани вы рисуете темно- зеленой нитью) У меня не стоит задача провести занятие по цветоведению. Это очень сложная и большая тема . И к тому же, я не считаю себя большим специалистом. Но несколько слов о сочетании цветов в квилте всё- таки придется сказать Что нам может помочь гармонично подобрать цвета : 1.Знание законов цветового круга ( кстати, в вышеназванной книге об этом написано очень неплохо). 2. Изучение природы, хотя бы по фото ( в природе всё гармонично) и использование найденных там сочетаний цветов 3. Набивные разноцветные ткани . Их создают профессиональные художники и чаще всего они делают это очень умело . Можно хранить небольшие кусочки таких тканей как отдельную коллекцию, а можно собирать кромочки от них с цветовыми кружочками. 4.Специальные книги по цветовой гармонии, где собраны образцы различных гармоничных сочетаний цветов. У меня есть одна такая замечательная книга ( фото 3), в которой комбинации цветов ещё распределены по разделам : тенденции современной моды, арт-деко, природные сочетания, индустриальный стиль и т.д. 5. Ну и наконец, если у вас всё в порядке с цветоощущением, вы можете полагаться и на собственную цветовую интуицию. фото 3. Бумажный рисунок или фото, который послужит образцом для вашего будущего квилта , обязательно прорисуйте в цвете или сделайте его цветную распечатку с компьютера и пронумеруйте одинаковыми цифрами участки одинакового цвета. По ним подберите нити заранее. Это потом поможет вам не отрываться от творческого процесса стёжки ( фото покажу чуть позже) Хорошо, если при изготовлении своего квилта в полихромном исполнении, вы будете иметь небольшую «цветовую палитру», то есть сэндвич в цвет фона, где вы пробуете нитки для будущей работы ( то есть, строчите несколько строчек, прежде чем начать работать этими нитями на чистовике и при этом определяете их яркость и совместимость с фоном и другими нитями). На заре моей лоскутной юности, то бишь три года назад, муж так рассказывал о моем хобби : «берет ткань, разрезает её на кусочки и снова сшивает». А как бы он рассказал, о том, что я предлагаю сделать вам сегодня ? А предлагаю я начать с ИМИТАЦИИ ЛОСКУТНОЙ СБОРКИ, той самой лоскутной сборки, о которой говорил мой муж. Первые работы в этой технике я увидела на сайте у Ferret ( фото 4,5). http://www.ferfab.co.uk/portfolio/quilts/ фото 4 фото 5 Там были воспроизведены узоры лоскутной сборки, но на wholecloth и с помощью обычной покрывной стежки. Интересно? Да ! Необычно? Конечно !!! Потом ещё одну подобную работу я увидела на одном из сайтов интернета, но она не была подписана ( фото 6). Кто знает автора, подскажите, пожалуйста ! фото 6 Можно для вашего панно выбрать любой лоскутный блок. Я выстрочила довольно простой образец типа криволинейного крейзи. Делала на черном фоне. Просто от руки нарисовала полосы, предполагая, как бы я их расположила, если бы на самом деле сшивала ткани. Получившиеся участки заполнила разной покрывной стёжкой , совершенно разнообразных, даже чуть диковатых цветов. По краю каждого кусочка добавила немного штриховки в цвет нитей образца( небольшое оттенение). Штриховка – это уже первые элементы реалистичного рисования. Обычно она изображает самый затененный или освещенный участок предмета и выглядит в виде стёжки прямыми или дугообразными линиями ( линии повторяют форму предмета)разной длины , расположенными на очень близком расстоянии друг от друга. Штриховка чаще всего за контур предмета не выходит( отдельные случаи обговорим позже) ( фото 7). фото 7 Здесь же будет к месту сказать , что при изготовлении рисунка на черном фоне надо помнить О ПРАВИЛЕ НЕГАТИВА : то, что мы обычно считаем «светлым», на черном фоне читается, как «темное». То есть , самая глубокая тень на черном фоне должна быть нарисована или выстегана белыми нитками. Потом я прошлась очень тонким зигзагом между «кусочками тканей». Отстрочила кайму нитью в цвет фона, то есть черной. Черный фон объединил все узоры , и получилось…то, что получилось. Не знаю , как вам, а мне нравится. ( фото 8, 9, 10-изнанка) фото 8 фото 9 фото 10 ( изнанка) Мне кажется, что в стиле имитации лоскутной сборки выполнена ещё одна моя работа. Вот как раз её можно отнести к «осуществившейся мечте». Как – то раз , на кухне моей приятельницы я увидела этот постер ( фото 11). фото 11 Я как всегда начала его разглядывать в плане исполнения в лоскуте ( вы себя в этом узнаёте ?). А приятельница , зная мой «бзик», спросила : «а слабо тебе это перенести в ткани? ». Я , не колеблясь, приняла её вызов. Сделала фото постера и… положила в «долгий ящик». А при подготовке к данному уроку я ЭТО СДЕЛАЛА !!! Подруга ещё не видела мою работу…( фото 12,13) фото 12 фото 13 (фрагмент) Принцип её изготовления практически тот же, что в предыдущем образце. Покажу только фото графического образца с пронумерованными цветами ( фото 14) фото 14 Вообще, в графических работах в последнее время фон очень часто стали собирать по принципу «пэчворка». ( фото 15- не указано имя автора, 16- автор Вики Браго, 17-автор Кейт Арчи) фото 15 фото 16 фото 17 Приведу в качестве примера имена ещё нескольких художников, которые пользуются такими приемами ( в общем-то это и кубизм и абстракционизм):Василий Кандинский, Alfred Gockel , Jennifer Goldberger , Geoff Allen , Emma Freeman ( специально написала на английском языке, чтобы вам было легче найти художников в интернете). Наш с вами образец почти всегда будет отличаться от оригинала , т.к. мы не можем , да это и ни к чему, покрывать поверхность квилта стёжкой без всякого просвета. В этом и прелесть такого способа рисования. Ваш «квилт» состоит из «кусочков ткани» с очень мелким рисунком и эти кусочки всегда объединяет один цвет- цвет фона изделия . Кстати, на светлом фоне работа смотрится по-другому, чем на темном. Менее яркая, менее контрастная, более мягкая, что ли… Имя автора постера я так и не знаю… Может, кто-то встречал в интернете такую картинку и поможет мне в этом вопросе. А займёт моё маленькое панно «Утренний кофе» давно уже облюбованное место на моей кухне. Готовясь к занятию по РШМ- геометрии , я вспомнила о своей давней любви ( Ирина Плотникова не даст мне соврать). Я очень люблю художников оп-арта , создающих картины с оптическими иллюзиями. Яркими представителями этого направления в изобразительном искусстве являются Сальвадор Дали, Октавио Окампо, Мауриц Эшер, Джим Уоррен. Я уже сделала один квилт по картине Окампо ( «ФЛОРА»), сейчас на очереди работа по мотивам произведений Эшера. Но ближе всего к нашему, лоскутному искусству стоят художники, изображающие так называемые «невозможные геометрические фигуры»: Виктор Вазарели ( фото 18), Жос де Мэй ( фото 19), Висенте Сегуи ( фото 20) и др. фото 18 фото19 фото20 Картины Вазарели уже неоднократно использовались лоскутницами для создания выразительных произведений. А мне очень полюбились работы испанского математика, а по совместительству художника, Vicente MEAVILLA SEGUI. Его работы меня поразили не только изображенными фигурами, но и манерой исполнения ,и моей любимой цветовой гаммой. Хотела я когда- нибудь изобразить их в лоскутной сборке, но попытка воспроизвести манеру художника с помощью рисования на швейной машине понравилась мне намного больше ( фото 21- оригинал;22, 23- моя работа) Планирую создать целую серию квилтов по произведениям Висенте Сегуи. Вот только адрес его в интернете не нашла, чтобы спросить разрешения… фото 21 фото 22 фото 23 Перед началом работы я сделала цветную распечатку понравившейся мне картины на компьютере, пронумеровала цвета, подобрала нитки. Цвет «лица» сэндвича выбрала, чтобы он был чуть темнее самого светлого цвета будущего квилта. В данном случае весь квилт выполнен одним узором , но разными по тональности цветными нитками. А узор это относится к категории СХ-зигзаг( им рисовала стипплинг) + СХМС (дуги), которую мы с вами изучали на втором уроке. Но выполняла я его следующим образом : сначала ( !!!) строчила обычной строчкой дуги ( фото 24), а затем покрывала их СХ-зигзагом ( стипплингом- фото 25). Лучше строчить именно в этом порядке, тогда стёжка меньше стягивает ткань. фото 24 фото 25 Немного оттенила самые важные участки «штриховкой» , кайму выстрочила узором в цвет ткани и обычной СХМС. Основные линии рисунка обошла СХ-зигзагом , но в данном случае с поворотом ткани ( во всех предыдущих образцах тоже) Результат меня очень порадовал ( что бывает совсем не часто). Да, я время эти две недели даром не теряла и осуществляла одну свою лоскутную мечту за другой. Как не отнести к разделу РШМ- геометрии абстрактный рисунок на квилте ? Здесь можно использовать в качестве фона для рисунка несколько вариантов : - батик, ( фото 26- заготовка, фото 27 – открытка текстильная «Сон в жаркую летнюю ночь») фото 26 фото 27 - лоскутную сборку ( фото 28, открытка текстильная «Городская весна»), фото 28 - бесшовную лоскутную аппликацию ( фото покажу позже). Дайте простор своей фантазии и изобразите любые геометрические фигуры правильной ( треугольники, квадраты, овалы, круги) и неправильной формы. И заполните их выбранной вами покрывной стежкой. Абстрактный рисунок не должен покрывать фон полностью . Очень хорошо смотрится абстрактный рисунок в сочетании с элементами трапунто/ Хочу сказать несколько слов о так называемой бесшовной лоскутной аппликации . Почему она так называется ? Потому, что до момента начала рисования стёжкой кусочки ткани между собой не сшиваются привычными для нас способами . Их можно просто временно закрепить одностержневыми булавками или посадить на тонкий флизелин и паутинку. В квилте под названием « Сердце болит» на фото 29, где я предполагала стежку сделать не очень плотную, отдельные лоскутки я соединила с фоном с помощью уже вышеупомянутой «штриховки» ( но здесь линии выходили за пределы лоскутка) на свободном ходу нитью «в цвет» . И лишь потом начала строчить основной рисунок контрастными нитками. ( фото 29,30, 31). фото 29 фото 30 фото 31 А в мини-квилте « Окна дома моего» я просто закрепила кусочки ткани с помощью паутинки , но строчила потом очень плотной стёжкой. ( фото 32). Я использовала для рисунка в этой последней работе контраст самих тканей : то есть, малиновую ткань стегала серой нитью , а при стежке серой ткани- наоборот. фото 32 Моим вдохновителем для создания абстрактных композиций стала Leslie Carabas ( фото 33,34) http://www.leslie.carabas.org/index.htm http://carabas.org/leslie/gallery_select.htm http://carabas.org/leslie/archive_gallery_select.htm фото 33 фото 34 Внимательно рассмотрите её работы ( зайдите обязательно и в архивную галерею тоже). Но перед тем , как начнете создавать свою композицию, закройте эти фото и попробуйте всё сделать согласно своей фантазии. Конечно, кое-какие узоры Лесли всплывут у вас в памяти. Но всё равно ваша работа не будет полной копией работы мастера. Ещё одна особенность абстрактного рисования. Вы рисуете по наитию, вы уже достаточно сильный квилтер и можете позволить себе создать практически любой узор стежки. Поэтому никаких предварительных рисунков карандашом делать не надо ! Сразу на квилте и сразу с помощью СХМС!!! И не забудьте потом дать название работе- это чрезвычайно важно ! Да, занятие получилось сложным и очень насыщенным. Но никто вам и не обещал легких путей ! Какое же нас ждет домашнее задание? Выполнить способом полихромного декоративного рисования на швейной машине как минимум ДВЕ работы: 1.Имитация лоскутной сборки в любом виде: - на основе истинных блоков лоскутной сборки, - на основе какой-нибудь графической работы, напоминающей лоскутное шитьё - на основе графической работы, изображающей невозможную фигуру . Кстати, есть целый сайт , который так и называется «Невозможные фигуры» . Там вы можете найти много картинок для вдохновения. Обязательно укажите имя автора работы, по которой вы создали свою композицию . Моя работа так и называется «Невозможные фигуры Висенте Сегуи» 2. Абстрактная композиция на лоскутной сборке, либо бесшовной аппликации, или на батике. Вот, кажется, и всё . Только остается напомнить наш девиз - « Ни дня без строчки» ( хотя бы карандашной)!http://blogs.mail.ru/mail/buba-lu/4D0A4CA4542EA023.html | |
|